Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А79-5790/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

02 февраля 2015 года                                               Дело № А79-5790/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  26.01.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено   02.02.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при   ведении   протокола    судебного    заседания    помощником    судьи

Гуськовой Д.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Московского района города Чебоксары

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.11.2014

по делу № А79-5790/2014,

принятое судьей Павловой О.Л.

по заявлению администрации Московского района города Чебоксары о признании недействительным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары от 26.06.2014 № 97,

без участия лиц,

и установил:

администрация Московского района города Чебоксары (далее – орган местного самоуправления, администрация Московского района) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары (далее – ОГИБДД по г.Чебоксары, уполномоченный орган) от 26.06.2014 № 97.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Чебоксары.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 18.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Московского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

По мнению органа местного самоуправления, оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, поскольку выдано ненадлежащему субъекту; оно является неисполнимым: бюджет города Чебоксары на 2014 год в части определения объемов денежных средств, передаваемых на осуществление полномочий администрации Московского района, не предусматривает выделение средств на цели исполнения указанного предписания.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление МВД по г.Чебоксары (отдел ГИБДД) указывает на законность обжалуемого судебного акта,  просит оставить его без изменения.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что 25.06.2014, осуществляя ежедневную проверку, уполномоченные лица ОГИБДД г.Чебоксары выявили нарушение дорожного покрытия (выбоины, просадки, сколы и т.д.) проезжей части дороги на участке дворовой территории в г.Чебоксары между домами № 20/1 и № 22 по ул.Университетской; на второстепенной дороге напротив дома № 1 по ул.С.Михайлова; между домами № 9 и № 11 по ул.Т.Кривова.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения уполномоченное должностное лицо Отдела ГИБДД г.Чебоксары выдало администрации Московского района предписание от 26.06.2014 № 97, которым органу местного самоуправления предписано в срок до 05.07.2014 устранить выявленные нарушения пунктов 3.1.1, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 и представить в уполномоченный орган информацию о ходе выполнения настоящего предписания.

Посчитав такое предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, администрация Московского района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», распоряжением администрации г.Чебоксары от 30.01.2014 № 30-р и исходил из того, что уполномоченный орган  доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно пункту 12 положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10.2.7.2 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД  Российской Федерации » (в ред. приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525) по результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТ Р 50597-93.

Статья 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям городского округа (города Чебоксары) относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контракта за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ определены полномочия внутригородского района, в число которых указанная деятельность не входит.

Вместе с тем, часть 2 данной статьи предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

Согласно Уставу города Чебоксары, пунктам 1.1, 3.15, 3.16 Положения об администрации района города Чебоксары, утвержденного распоряжением администрации города Чебоксары от 16.06.2006 № 1896-р, администрация района входит в структуру органов местного самоуправления города Чебоксары и является исполнительно-распорядительным органом; осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории района в границах общегородской территории к функциям администрации района относятся:

- содействие организации текущего содержания, санитарной очистки, текущего и капитального ремонта муниципального жилищного фонда, нежилых строений, их инженерного оборудования, внутриквартальных, внутридворовых территорий, озеленения;

- осуществление контроля за содержанием внутриквартальных дорог и проездов.

В рассматриваемом случае во время проведения контрольных мероприятий осуществлялась визуальная и инструментальная оценка эксплуатационного состояния дороги по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (посредством поверенного технического средства измерения и средств фотофиксации).

Результаты мероприятий по контролю оформлены актом контрольной проверки выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Уполномоченные лица ОГИБДД по г.Чебоксары выявили в г.Чебоксары между домами № 20/1 и № 22 по ул.Университетской; на второстепенной дороге напротив дома № 1 по ул.С.Михайлова;

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А79-10230/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также