Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А39-3559/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                                     

30 января 2015 года                                                       Дело № А39-3559/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.01.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.10.2014

по делу  № А39-3559/2014,

принятое судьей Волковой Е.В.

по заявлению Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 18.06.2014 по делу № 152,

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия – Тютяниной Т.Н. по доверенности от 20.01.2015 № 10,

и установил:

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Управление, антимонопольный орган) от 18.06.2014 по делу № 152.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «МАПО-ТРАНС» (далее - ООО «МАПО-ТРАНС»).

Решением от 21.10.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал заявителю в удовлетворении требований.

Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.10.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства Управление на основании письма Прокуратуры Республики Мордовия от 08.04.2014 № 7-11/1-14/5316 провело проверку соблюдения Министерством антимонопольного законодательства.

В ходе анализа поступивших документов Управлением было установлено, что Уркатское месторождение карбонатных пород, расположенное в 1,5 км северо-восточнее д. Большой Уркат Ельниковского муниципального района Республики Мордовия (далее – Уркатское месторождение), разрабатывалось ЗАО «Уркат» на основании лицензии СРН 00599 ТЭ, выданной Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов по Республике Мордовия с датой регистрации 06.09.2004 и сроком действия до 06.09.2024.

На основании приказа Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 31.08.2007 № 31-н право пользования недрами, предоставленное на основании вышеуказанной лицензии, было досрочно прекращено.

09.09.2013 в Министерство поступила заявка ООО «МАПО-ТРАНС» о предоставлении права краткосрочного пользования недрами с целью добычи карбонатных пород на Уркатском месторождении.

Руководствуясь статьей 21.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Порядком предоставления права пользования участками недр местного значения, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.04.2012 № 137, Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 № 1, а также рекомендациями Комиссии по вопросам недропользования при Министерстве, Министерство приказом от 25.09.2013 № 840 предоставило ООО «МАПО-ТРАНС» право краткосрочного пользования недрами с целью добычи карбонатных пород на Уркатском месторождении сроком на один год.

11.10.2013 Министерство выдало ООО «МАПО-ТРАНС» лицензию на право пользования недрами серии СРМ № 00091 ТЭ сроком действия до 07.10.2014.

Посчитав, что Министерство предоставило ООО «МАПО-ТРАНС» право краткосрочного пользования недрами с целью добычи карбонатных пород на Уркатском месторождении без проведения аукциона, Управление приказом от 07.05.2014 № 98-од возбудило дело № 152 по признакам нарушения Министерством части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения указанного дела Управлением 18.06.2014 принято решение, которым приказ Министерства от 25.09.2013 № 840 о предоставлении ООО «МАПО-ТРАНС» права краткосрочного пользования недрами с целью добычи карбонатных пород на Уркатском месторождении, расположенном в 1,5 км северо-восточнее д. Большой Уркат Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, признан нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Министерству выдано предписание от 18.06.2014, в котором ему предписано в срок до 21.07.2014 отменить приказ от 25.09.2013 № 840 и совершить действия, направленные на прекращение права краткосрочного пользования недрами ООО «МАПО-ТРАНС», предусмотренного лицензией на пользование недрами серии СРМ № 00091 ТЭ сроком действия до 07.10.2014.

Министерство не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим.

Из данной нормы следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

При этом для квалификации действий органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания факта наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления.

Статьей 10 Закона о недрах предусмотрено, что участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод - на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 Закона о недрах - на срок до 1 года.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является в том числе принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Таким образом, как правомерно указал суд, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность возникновения права пользования участками недр исключительно по результатам соответствующих торгов. При этом статьей 17 Закона о недрах запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А79-7269/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также