Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А43-19744/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                         

29 января 2015 года                                                     Дело №А43-19744/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  22.01.2015.

В полном объеме постановление изготовлено 29.01.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Московского района» (ОГРН 1055236075520, ИНН 5259047735, г. Нижний Новгород) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2014 по делу №А43-19744/2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению  открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Московского района», о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 11.06.2014 №515-13-2292-14, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Брадовского Юрия Анатольевича                            (г. Нижний Новгород).

В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Московского района» – Морозова Ю.И. по доверенности от 12.01.2015 №12/15, Дрягина С.Н. по доверенности от 12.01.2015 №14/15.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы  дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

10.06.2014 на основании приказа начальника Заречного отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области  (далее – Инспекция, контролирующий орган) от 09.06.2014 №515-13-2292-14 должностным лицом Инспекции была проведена внеплановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Московского района» (далее – ОАО «ДУК Московского района», Общество, заявитель) с целью проверки фактов о нарушении прав потребителя, изложенных в обращении Брадовского Юрия Анатольевича (далее - Брадовский Ю.А.) о неудовлетворительном техническом состоянии дома №10 по ул. Механизаторов г. Нижнего Новгорода (далее- жилой дом).

В ходе обследования установлен факт нарушения Обществом требований пунктов 4.2.1.1, 4.2.2.2, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее - Правила №170, Правила  эксплуатации), а именно:

-        кровля жилого дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии (металлические листы поражены глубокой коррозией, имеются сквозные отверстия);

- наблюдается разрушение обшивки и штукатурного слоя наружных стен, многочисленные трещины, деревянные стены частично поражены гнилью.

По результатам проверки составлен акт №515-13­2292-14 от 10.06.2014 и Обществу выдано предписание от 11.06.2014 №515-13-2292-14, в соответствии с которым ОАО «ДУК Московского района» необходимо в срок до 15.09.2014 устранить выявленные нарушения.

Общество, не согласившись с указанным предписанием, считая его не соответствующим  нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель  указывает, что выявленные контролирующим органом нарушения могут быть устранены исключительно при проведении капитального ремонта, решение о проведении которого собственниками не принималось.

По мнению Общества, с учетом изменения жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта обеспечение выполнения работ капитального характера силами ОАО «ДУК Московского района» не представляется возможным.

Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то, что собственником квартиры №1 является Смирнова (Брадовская)  Маргарита Васильевна, зарегистрированная и фактически проживающая в Краснодарском крае. В настоящее время в указанной квартире зарегистрирован и проживает Брадовский Ю.А., который    длительное время не производит оплату жилищно-коммунальных услуг и проводит ремонт, негативно влияющий на состояние всего дома и дополнительно создающий условия для его разрушения. Собственник квартиры №2  Муреева Г.В. снята с регистрационного учета в связи со смертью 09.02.2010,  а информация о других собственниках и наследниках отсутствует. В указанной квартире с 2010 года никто не проживает, оплата жилищно-коммунальных услуг также не производится.

ОАО «ДУК Московского района»  указывает, что для принятия решения о проведении капитального ремонта необходимо обязательное участие собственников обеих квартир.

В судебном заседании представители Общества поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебное заседание представитель контролирующего органа  не явился.

Брадовский Ю.А.  отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание также не явился.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Инспекции и Брадовского Ю.А.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и  отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителей Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует действующему законодательству, не нарушает права Общества и не возлагает на него дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом. Кроме  того,  суд   не  установил неисполнимости  обжалуемого  предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами эксплуатации, в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В  соответствии  с пунктом 4.2.1.1 Правил  эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.2.2  Правил  эксплуатации).

Пунктом 4.6.1.2 Правил  содержания  предусмотрено, что  следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя).

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491, Правила содержания).

Материалами дела установлено и заявителем не оспаривается, что Обществу, как управляющей организации, по договору управления многоквартирным домом (далее - договор управления) с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Нижний Новгород,  ул.Механизаторов, д.10 (т.1, л.д.16-43).

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора управления управляющая организация обязана оказывать  собственникам помещений  в многоквартирном доме и  пользующимся помещениями в  указанном  доме лицам  услуги и выполнять работы  по  надлежащему содержанию и ремонту  общего имущества в многоквартирном доме самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц, действуя от своего имени и за счет собственников.

В силу   пункта 2.4 договора  управляющая  организация оказывает  услуги  и выполняет работы  по содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме в соответствии с  перечнем работ, услуг и периодичностью их выполнения, указанных в Приложении №4 в объеме  взятых  по настоящему договору  обязательств.

Как  следует из Приложения №4 к  договору  управления,   текущий  ремонт общего имущества  в многоквартирном доме  включает  в  себя в  отношении стен  и фасадов - герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных  элементов, смену участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраску фасадов и других элементов фундамента,  в  отношении  крыши – устранение неисправностей стальных и иных кровель,  ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса  РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, Общество, обслуживая жилой дом и являясь управляющей организацией,  получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 и подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Пунктом 42 Правил №491 установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этого следует, что организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме  несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами №170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Общество на основании договора обслуживающее многоквартирный дом №10 по ул. Механизаторов г. Нижнего Новгорода, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Факт несоблюдения Обществом требований пунктов 4.2.1.1, 4.2.2.2, 4.6.1.2

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А79-13847/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также