Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А38-3442/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                                              

28 января 2015 года                                                      Дело № А38-3442/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 28.01.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.10.2014

по делу № А38-3442/2013,

принятое судьей Камаевой А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МОНОТОП» (ОГРН 1021200756411, ИНН 1215046938, г. Йошкар-Ола, ул. Васильева,      д. 1)

о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 30.05.2013 по делу  № 03-28/02-2013, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 15.10.2013 по делу № 03-12/92-2013,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «МОНОТОП» –          Яичникова Н.В. по доверенности от 23.05.2013;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл – Ерошкиной О.В. по доверенности от 12.01.2015,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «МОНОТОП» (далее – ООО «МОНОТОП», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 30.05.2013 по делу  № 03-28/02-2013, о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2013 о наложении штрафа по делу                    № 03-12/92-2013 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены общество с ограни­ченной ответственностью «Броксталь» (далее – ООО «Броксталь»), Республикан­ская служба по тарифам Республики Марий Эл, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги.

Решением от 22.10.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Общества в полном объеме.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества в судебном заседании просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.10.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления ООО «Броксталь» на действия Общества, связанные с необоснованным увеличением в одностороннем порядке с июля 2012 года стоимости услуг по исполь­зованию железнодорожного пути необщего пользования в части изменения про­тяженности используемого пути, Управление возбудило в отношении Общества дело № 03-28/02-2013 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрении данного дела установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит имущественный комплекс подъездных железнодорожных путей протяженностью 2081 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Чехова, д. 24а. В пределах подъездных путей Общество оказывает услуги по пропуску вагонов и по эксплуатации подъездных путей своим контрагентам на основании договоров, в том числе ООО «Броксталь».

Так, 01.12.2009 между ООО «МОНОТОП» и ООО «Броксталь» заключен договор об оказании транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях, согласно пункту 3.1.1 которого размер платы за услуги эксплуатации железнодорожного подъездного пути определяется из расчета: тариф на эксплуатацию железнодорожного пути, умноженное на 1012 м эксплуатируемого пути (от стрелочного перевода № 8 до стрелочного перевода № 132).

Однако Общество взимало с ООО «Броксталь» плату за использование железнодорожного пути протяженностью 1191,32 м.

Решением от 30.05.2013 по делу № 03-28/02-2013 Управление признало в действиях Общества нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в необоснованном увеличении ООО «Броксталь» в одностороннем порядке с июля 2012 года стоимости услуг по использованию железнодорожного пути необщего пользования в части изменения протяженности используемого пути.

Кроме того, Обществу выдано предписание от 30.05.2013, которым ему предписано в течение месяца с момента получения устранить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном увеличении в одностороннем порядке с июля 2012 года ООО «Броксталь» по использованию железнодорожного пути необщего пользования в части изменения протяженности используемого пути, в связи с чем Обществу надлежит осуществить перерасчет начисленной ООО «Броксталь» стоимости по договору об оказании транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях от 01.12.2009 в соответствии с протяженностью путей, указанной в договоре.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, Управление 09.07.2013 составило в отношении него протокол об административном правонарушении № 03-12/92-2013, а постановлением от 15.10.2013 по делу № 03-12/92-2013 привлекло Общество к административной ответственности на основании названной нормы с назначением наказания в виде штрафа в размере 475 000 руб.

Общество не согласилось с решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа о привлечении его к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает  наличие  полномочий  у  органа  или  лица,   которые  приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приведенный в указанной норме перечень действий (бездействия), которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.

Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.

Судом первой инстанции установлено, что на основании анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования от 01.08.2008 № 04­08/1 приказом Управления от 22.12.2008 № 114 ООО «МОНОТОП» включено в Реестр хозяйствующих субъ­ектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов (далее - Реестр), на товарном рынке услуг железнодорожного транс­порта необщего пользования в границах территории расположения железнодо­рожных подъездных путей с долей  100 %.

24.04.2013 Общество обратилось в Управление с заявлением об исключении из Реестра.

В связи с поступлением обращения заявителя антимонопольным органом проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг железнодо­рожного транспорта необщего пользования за период 2012 год – 1-й квартал 2013 года и составлен аналитический отчет от 23.07.2013.

При этом продуктовые границы товарного рынка были определены анти­монопольным органом такие же, как и в предыдущем анализе, - услуги железно­дорожного транспорта необщего пользования по коду ОКВЭД 60.10 «Деятель­ность железнодорожного транспорта».

Географические границы рынка по-прежнему установлены как территория расположения железнодорожных подъездных путей ООО «МОНОТОП».

На основании аналитического отчета антимонопольного органа от 23.07.2013 доля Общества на товарном рынке не изменилась и составляет 100 %. При этом Управление установило, что услуги же­лезнодорожного транспорта необщего пользования и услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом не являются взаимозаменяемыми.

В этой связи Управление признало Общество занимающим доминирующее положение на рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования с долей 100 % в географических границах расположения железнодорожных подъездных путей, а потому не нашло оснований для исключения его из Реестра, что отразило в решении от 25.07.2013 № 03-08/3786.

Суд первой инстанции установил, что решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.03.2014 по делу № А38-4080/2013 решение Управления от 25.07.2013  № 03-08/3786 об от­казе в исключении ООО «МОНОТОП» из Реестра признано недействительным, как не соответствующее статье 5 Закона о защите конкурен­ции.

При этом судом по указанному делу установлено, что антимонопольным органом неверно оп­ределены продуктовые границы товарного рынка, на котором осуществляет свою деятельность ООО «МОНОТОП», - услуги железнодорожного транспорта необщего пользования.

Так, судом сделан вывод о том, что ус­луги железнодорожного транспорта необщего пользования могут включать ус­луги по перевозке грузов по подъездным путям, услуги по подаче и уборке ваго­нов, маневровые работы, услуги по пропуску вагонов, услуги по эксплуатации подъездных путей; каждая из этих услуг по смыслу статьи 4 Закона о защите конкуренции является самостоятельным товаром, имеет определенные свойства, определяющие выбор приобретателя. Данный вывод судом сделан из анализа предмета договоров об оказании транспортных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А43-16134/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также