Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А79-10390/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

29 октября 2014 года                                                    Дело № А79-10390/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 29.10.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства «Сосновый лес» (ОГРН 1092130013205,  ИНН 2130065845, г. Чебоксары, ул. Э.М. Юрьева, д. 4)

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.05.2014

по делу № А79-10390/2013,

принятое судьей Новожениной О.А.

по заявлению дачного некоммерческого партнерства «Сосновый лес»

о признании незаконными действий администрации города Чебоксары,

при участии:

от дачного некоммерческого партнерства «Сосновый лес» –                  Игнатьевой Е.А. по доверенности от 12.07.2013, Беляковой М.В. по доверенности от 27.08.2014;

от администрации города Чебоксары – Яхатина С.А. по доверенности от 30.12.2013 № 29/01-8918,

и установил:

дачное некоммерческое партнерство «Сосновый лес» (далее – ДНП «Сосновый лес», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) по отказу в предоставлении заявителю земельного участка ориентировочной площадью 41 812 кв.м в районе открытого канала К-1 поселка Октябрьский для садоводства, схемы расположения испрашиваемого земельного участка, а также обязании администрации утвердить в тридцатидневный срок со дня вынесения решения по делу и выдать заявителю схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (далее – МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства»).

Решением от 26.05.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.

ДНП «Сосновый лес» не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представители ДНП «Сосновый лес» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.

Представитель администрации в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ДНП «Сосновый лес» обратилось в администрацию с заявлением от 18.12.2009 № 2 о предоставлении земельного участка, расположенного на территории ОАО «Инженерная защита» в районе пос. Октябрьский Московского района в г. Чебоксары для размещения садового товарищества «Сосновый лес».

На основании представленного ДНП «Сосновый лес» градостроительного заключения от 19.03.2010 Управление архитектуры и градостроительства администрации посчитало возможным использование земельного участка площадью 40 000 кв.м, расположенного в районе открытого канала К-1 ОАО «Инженерная защита» в пос. Октябрьский Московского района г. Чебоксары, под размещение садового товарищества «Сосновый лес» при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны лесопарков (Р-3) на зону садово-дачных участков (Ж-4).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.02.2011 № 1076 внесены изменения в статью 24 «Карта зонирования территории города Чебоксары»: изменен градостроительный регламент части территориальной зоны лесопарков (Р-3) на зону садово-дачных участков (Ж-4) земельного участка, расположенного в районе открытого канала К-1 ОАО «Инженерная защита» пос. Октябрьский Московского района г. Чебоксары.

Письмом от 09.08.2011 ДНП «Сосновый лес» обратилось в Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка под размещение садоводческого товарищества.

Посчитав незаконными решение администрации, изложенное в письме от 14.08.2012 № 663, о признании недействительным акта выбора земельного участка от 29.07.2010 № 133, а также бездействие Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации по несогласованию актов выбора земельных участков № 133 и № 133/1 под размещение садового товарищества «Сосновый лес» в районе открытого канала К-1 пос. Октябрьский Московского района в г. Чебоксары, ДНП «Сосновый лес» обратилось в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.02.2013 по делу № А79-13138/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, ДНП «Сосновый лес» в удовлетворении заявленных требований отказано.

12.09.2013 ДНП «Сосновый лес» обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило в соответствии со статьями 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка и предоставить ему в аренду испрашиваемый земельный участок для целей садоводства, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Письмом от 20.09.2013 № 10377 Управление архитектуры и градостроительства администрации отказало ДНП «Сосновый лес» в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав тем, что данный земельный участок расположен на земельном участке с кадастровым номером 21:01:040301:32, находящемся в муниципальной собственности и предоставленном распоряжением администрации от 23.08.2011 № 2184-р МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» для содержания берегоукрепительных сооружений в 62 квартале Сосновского лесничества г. Чебоксары в безвозмездное срочное пользование.

ДНП «Сосновый лес» посчитало данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а потому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации   (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ.

В соответствии с установленной данной статьей процедурой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 3, 4 статьи 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 4-6 статьи 34 ЗК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении                     от 25.11.2010 № 1549-О-О указал, что в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Проанализировав приведенные положения, суд первой инстанции правомерно указал, что опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.

В рассматриваемом случае судом установлено, что информация о наличии предполагаемого для передачи в аренду земельного участка администрацией в средствах массовой информации не была размещена.

При этих условиях суд правильно указал, что решение вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ в рамках настоящего дела в обход обязательной процедуры опубликования сообщения о передаваемом в аренду земельном участке будет являться нарушением установленных данной статьей принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Ссылку заявителя о наличии надлежащей публикации и отсутствии в спорный период установленных требований к размещаемой информации суд правомерно посчитал несостоятельной, поскольку информация, указанная в публикации, размещенной в газете «Чебоксарские новости» от 07.09.2010 № 95, от 09.12.2010 № 134, не соответствует необходимому содержанию сообщения о предоставлении в аренду земельных участков согласно указанным нормам права, в связи с чем не может быть воспринята как ориентированная на неопределенный круг лиц в целях выявления количества потенциальных арендаторов.

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А79-3135/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также