Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А38-5048/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир 26 мая 2008 года Дело № А38-5048/2007-1-383 (1-19-08) Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2008. Постановление в полном объеме изготовлено 26.05.2008. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Урлекова В.Н., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2008 по делу № А38-5048/2007-1-383(1-19-08), принятое судьей Фроловой Л.А. по заявлению открытого акционерного общества «Йошкар - Олинская кондитерская фабрика» о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность открытого акционерного общества «Йошкар - Олинская кондитерская фабрика» и ненаправлении в установленный законом срок в адрес общества проекта договора купли – продажи с предложением о его заключении, об обязании Министерства принять решение о предоставлении в собственность открытого акционерного общества «Йошкар - Олинская кондитерская фабрика» земельного участка и направить проект договора купли – продажи, при участии: от Министерства государственного имущества Республики Марий Эл -Назаровой А.Ю. по доверенности от 15.01.2008 № 5; от открытого акционерного общества «Йошкар - Олинская кондитерская фабрика» - Садовой И.Н. по доверенности от 08.04.2008, Камшы А.А. по доверенности от 18.12.2007, и установил: открытое акционерное общество «Йошкар - Олинская кондитерская фабрика» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 14428±42 кв. м, кадастровый номер 12:05:05 03 005:0017, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Я. Эшпая, д. 136, и ненаправлении в установленный законом срок в адрес Общества проекта договора купли – продажи с предложением о его заключении, об обязании Министерства принять решение о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка и направить Обществу проект договора купли – продажи с предложением о заключении в двухнедельный срок с момента принятия решения суда. Решением от 19.02.2008 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Общества, признав незаконным бездействие Министерства, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок заявки Общества о приватизации земельного участка, и обязав его подготовить проект договора купли продажи и направить его Обществу с предложением о заключении договора в двухнедельный срок со дня принятия решения. Кроме того, установив, что в ходе рассмотрения дела Министерством было принято решение об отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, суд дал оценку данному отказу, придя к выводу о его необоснованности. Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, факт бездействия со стороны Министерства отсутствует, поскольку им направлялись соответствующие запросы в государственные органы для установления возможности и условий предоставления земельного участка в собственность; 14.11.2007 Министерство приостановило рассмотрение заявки Общества, а письмом от 15.01.2008 – отказало Обществу в приватизации спорного земельного участка. Министерство считает неправомерным вывод суда о признании незаконным отказа в приватизации спорного земельного участка, поскольку он относится к землям населенных пунктов, а указанное в кадастровом плане разрешенное использование (размещение кондитерской фабрики) не соответствует действительному правовому режиму использования земельного участка. В дополнении к апелляционной жалобе Министерство указало, что вторым пунктом решения суд фактически понудил Министерство заключить договор купли-продажи земельного участка, однако такое решение не согласуется с предметом спора – об оспаривании бездействия по рассмотрению заявки при условии совершения Министерством на тот момент определенного действия – принятого отказа Обществу в приватизации спорного земельного участка, а также отсутствия в связи с этим уточнения Обществом своих требований в суде первой инстанции. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней. Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. Как следует из материалов дела, согласно договору аренды земельного участка от 24.03.1997 № 1192 и дополнительному соглашению к нему от 22.02.2006 Общество является арендатором принадлежащего на праве собственности Республике Марий Эл земельного участка площадью 14475, 0 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Я. Эшпая, д. 136 и используемого для эксплуатации кондитерской фабрики. Право собственности Общества на объекты недвижимого имущества, расположенные на арендованном земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права. 10.10.2007 Общество обратилось в Министерство с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 14428±42 кв.м., кадастровый номер 12:05:05 03 005:0017, находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Я. Эшпая, д. 136, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их отчуждения в республиканской собственности, с приложением документов. Не получив ответа на заявку, Общество 25.10.2007 уведомило ответчика об истечении установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока для ее рассмотрения, а 03.12.2007 - обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу статьи 29 названного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Судом первой инстанции установлено, что право собственности Республики Марий Эл на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. В соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве государственного имущества Республики Марий, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 01.11.2002 № 329, указанный орган осуществляет от имени Республики Марий Эл в установленном порядке управление и распоряжение имуществом Республики Марий Эл, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Республики Марий Эл. Следовательно, обращение Общества с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка к Министерству как уполномоченному органу является правомерным. В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подачи Обществом заявки) предусмотрен двухнедельный срок со дня поступления соответствующего заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка. В нарушение названной нормы ответ на заявление: положительное решение о приватизации с направлением заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка либо мотивированное решение об отказе в его приватизации уполномоченным органом в установленный законом срок не дан. Довод Министерства о том, что им направлялись соответствующие запросы в государственные органы для установления возможности и условий предоставления земельного участка в собственность, арбитражным судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как не имеющий в данном случае правового значения, поскольку обязанность, предусмотренная пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (нерассмотрение заявки в двухнедельный срок), Министерством исполнена не была. Указанный факт установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела. Ссылка Министерства на уведомление Общества о приостановлении рассмотрения его заявки является несостоятельной, так как указанное действие совершено по истечении установленного названной нормой срока. Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде Министерство приняло и направило в адрес Общества решение от 15.01.2008, в котором сообщила об отсутствии правовых оснований для приватизации спорного земельного участка. С учетом данного обстоятельства арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся именно в нерассмотрении в установленный законом срок заявки Общества о приватизации спорного земельного участка. При принятии решения суд ошибочно руководствовался пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ, вступившего в законную силу 30.10.2007 и предусматривающего месячный срок для принятия уполномоченным органом решения, однако это не привело к принятию неверного решения судом в этой части. Вместе с тем арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда в части обязания Министерства подготовить проект договора купли продажи и направить его Обществу с предложением о заключении договора в двухнедельный срок со дня принятия судом решения подлежит отмене по следующим основаниям. При принятии решения в указанной части Арбитражный суд Республики Марий Эл сослался на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», согласно которому в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. Указанные рекомендации корреспондируются с положениями пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязанность государственного органа принять соответствующее решение или подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении договора. На момент вынесения судом первой инстанции решения бездействие со стороны Министерства, выразившееся в нерассмотрении заявления Общества, прекратилось путем принятия 15.01.2008 отказа в приватизации спорного земельного участка. Таким образом, в данном случае арбитражный суд мог принять решение об обязании Министерства подготовить проект договора купли продажи и направить его заявителю с предложением о заключении договора, то есть решить вопрос о восстановлении нарушенного права Общества лишь при рассмотрении и удовлетворении требования Общества о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка. Как видно из материалов дела, указанное требование Общество в рамках настоящего дела не заявляло, что подтверждается и письменными пояснениями Общества от 11.02.2008 (л.д. 30-32 том 2). Между тем в решении от 19.02.2008 арбитражный суд первой инстанции дал оценку этому отказу Министерства и признал его необоснованным, то есть суд вышел за пределы заявленных требований. При этих условиях решение Арбитражного суда Республики Марий Эл в части возложения на Министерство обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить проект договора Обществу с предложением о его заключении в двухнедельный срок со дня принятия арбитражным судом решения подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда установленным фактическим обстоятельствам. Из мотивировочной части решения подлежат исключению Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А43-26534/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|