Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А43-8706/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

10 октября 2014 года                                               Дело № А43-8706/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  06.10.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   10.10.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Январевой Ольги Александровны (Нижегородская область, г.Навашино)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2014

по делу № А43-8706/2014,

принятое судьей  Соколовой Л.В.

по заявлению индивидуального предпринимателя Январевой Ольги Александровны о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области,

при участии в судебном заседании представителей:

индивидуального предпринимателя Январевой Ольги Александровны – Ивановой Л.И. по доверенности от 25.06.2014 № 6 сроком действия 3 года,

и установил:

         

индивидуальный предприниматель Январева Ольга Александровна (далее – Январева О.А., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее – УФНС по Нижегородской области, Управление) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица - фонда «Спортивные резервы» (далее – Фонд). Одновременно заявитель просил суд обязать Управление признать Фонд действующим.

К участию в деле также привлечено Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – Минюст по НО, Министерство).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2014  Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Январева О.А. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

По мнению Предпринимателя, при внесении записи Управление нарушило процедуру ликвидации юридического лица, что повлияло на нарушение его прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

В отзыве на апелляционную жалобу УФНС по Нижегородской области выражает несогласие с позицией Январевой О.А., считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель Январевой О.А. в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.

Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что вступившим в законную силу решением Навашинского районного суда Нижегородской области от 30.07.2012 по делу № 2-215/2012 по заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области определено ликвидировать некоммерческую организацию - фонд «Спортивные резервы».

09.01.2013 на основании вышеуказанного судебного решения Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области издало распоряжение № 4 о государственной регистрации в связи с ликвидацией и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации - фонда «Спортивные резервы».

22.01.2013 на основании решения Навашинского районного суда Нижегородской области от 30.07.2012 по делу № 2-215/2012 и распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 09.01.2013 № 4 УФНС по Нижегородской области внесло в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности некоммерческой организации - фонда «Спортивные резервы».

Полагая, что регистрация ликвидации фонда «Спортивные резервы» противоречит действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Январева О.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 117, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями  Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе, при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного   самоуправления,   которому  право   на  предъявление   такого  требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Положениями статьи 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В статье 19 Закона о некоммерческих организациях предусмотрен  порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом ФНС России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о некоммерческих организациях государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.

В силу пункта 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам   государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции российской Федерации от 12.11.2010 № 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона № 129-ФЗ или решений судов.

Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А43-8728/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также