Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А43-15860/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

г. Владимир                                              

10 октября 2014 года                                                 Дело № А43-15860/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  06.10.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   10.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.07.2014

по делу № А43-15860/2013,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (117630, г.Москва, ул. Академика Челомея, д.5А; ОГРН 1024701893336; ИНН 4716016979) о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 20.06.2013 № 8,

без участия лиц,

и установил:

открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – Общество, ОАО «ФСК ЕЭС», сетевая компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент, надзорный орган) от 20.06.2013 № 8 об устранении выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.07.2014  в заявленные требования удовлетворены; оспариваемое предписание Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области признано недействительным и отменено. Одновременно арбитражный суд взыскал с Департамента в пользу ОАО «ФСК ЕЭС» судебные расходы в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Надзорный орган настаивает на том, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству; предписание выдано лицу, являющемуся арендатором участка лесного фонда, который несет обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в лесах.

Департамент ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ФСК ЕЭС» выражает несогласие с позицией надзорного органа, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 28.05.2015, патрулируя подведомственную территорию, уполномоченное лицо Департамента обнаружило, что в кварталах № 95- выдел 1, 2;  № 89 - выдел 4; № 83- выдел 46;  № 124 - выдел № 8 при разрубке просеки под ЛЭП (линию электропередач) ВЛ-500 Нижний Новгород - Кострома деревья срезаны с корня, раскряжеваны на 6м сортименты, но древесина не стрелевана в штабеля, сучья и другие порубочные остатки разбросаны по вырубаемой просеке.

Результаты проверки зафиксированы в акте патрулирования Афанасьевского участкового лесничества Богородского районного лесничества от 04.06.2013.

20.06.2013 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области выдал предписание № 8, согласно которому сетевой компании надлежало в срок до 22.06.2013 произвести трелевку, складирование в штабеля и сортировку заготовленной древесины в кварталах № 95 - выдел 1, 2; № 89 -  выдел 4; № 83 - выдел 46; № 124 - выдел № 8 Афанасьевского участкового лесничества Богородского районного лесничества; произвести очистку мест рубок согласно действующему законодательству.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 198, 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу правил пункта 2 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, относится осуществление патрулирования лесов.

В пункте 3.4.1 Административного регламента Департамента лесного хозяйства Нижегородской области по исполнению государственной функции «Осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах», утвержденного Указом Губернатора Нижегородской области от 18.01.2012  № 4, патрулирование лесов определено как действия должностных лиц Департамента и его территориальных органов по обследованию и осмотру лесных участков, направленные на обеспечение соблюдения требований лесного законодательства.

По своей организационной сути патрулирование лесов не предполагает взаимодействие лесопользователей и должностных лиц государственного лесного надзора, поэтому в отношении таких контрольных мероприятий в силу прямого указания пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения этого Закона не применяются.

24.02.2009 Правительство  Российской Федерации издало постановление № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, далее - Порядок).

В силу пункта 21 Порядка для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Пункт 22 Порядка определяет, что необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.

В силу пункта 23 Порядка сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

В силу частей 3, 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также безвозмездного срочного пользования лесными участками, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.

В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

По общему правилу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» лицами, ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, являются владельцы соответствующих территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07. 2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

Пункт 19 Правил предусматривает, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

В силу пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно пункту 20 Правил места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу n А43-4434/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также