Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу n А43-22717/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                                

19 сентября 2014 года                                         Дело № А43-22717/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.09.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черкунова Бориса Владимировича (ОГРН 305525609500020, ИНН 525620534150, г. Нижний Новгород)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2014

по делу № А43-22717/2013,

принятое судьей Чепурных М.Г.

по заявлению индивидуального предпринимателя Черкунова Бориса Владимировича

о признании незаконными бездействия администрации г. Нижнего Новгорода в лице Управления по благоустройству, письма администрации г. Нижнего Новгорода от 22.08.2013 № 25-893/13-нс,

при участии:

от муниципального казенного учреждения «Управление муниципальных кладбищ города Нижнего Новгорода» - Хромовой Е.В. по доверенности от 23.11.2013,

и установил:

индивидуальный предприниматель Черкунов Борис Владимирович (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода в лице Управления по благоустройству (далее - администрация) при проведении проверки по жалобе Предпринимателя, выразившегося в непроведении надлежащей проверки по обращению, о признании незаконным письма администрации от 22.08.2013 № 25-893/13-нс, об обязании администрации провести надлежащую проверку по жалобе заявителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальных кладбищ г. Нижнего Новгорода» (далее – Учреждение).

Решением от 06.02.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации. В части требования о признании незаконным письма администрации от 22.08.2013 № 25-893/13-нс суд производство прекратил.

Предприниматель не согласился с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Учреждения в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 23.07.2013 во исполнение договора возмездного оказания услуг от 22.07.2013, заключенного с гражданином Сидневым Е.П., сотрудник заявителя - Ковальский А.А., действуя по доверенности от 19.07.2013, в соответствии с требованиями пункта 3.1. Приложения 2 к постановлению главы администрации от 30.03.2005 № 25 обратился к смотрителю муниципального кладбища «Нижегородское» с заявлением о выделении места для захоронения Ананьевой Г.Ю.

В нарушение пунктов 3.1., 4.2. должностной инструкции Смотрителя муниципального кладбища, утвержденной Приказом директора Учреждения от 01.10.2012 № 2/ОД, смотрителем указанного кладбища в рассмотрении заявления о выделении места для захоронения умершего было отказано, в связи с чем Предприниматель 24.07.2013 обратился в администрацию с жалобой за № 25-893/13-ж на действия смотрителя кладбища                     Кочеткова А.А., указав в ней изложенные обстоятельства.

Согласно содержанию жалобы смотритель Кочетков А.А. пояснил сотрудникам «Нижегородской Ритуальной Компании» Предпринимателя, что он вынесет и выдаст решение о выделении места для захоронения умершей Ананьевой Г.Ю. только после того, как заявитель Сиднев Е.П. либо его доверенное лицо оплатят работу по рытью могилы в кассу МП «КРУН»; смотритель Кочетков А.А. заявил, что на территории муниципального кладбища «Нижегородское» оказывать услуги населению по рытью могил может только МП «КРУН», а «Нижегородская Ритуальная Компания» допуска к работам не имеет.

В поданной жалобе Предприниматель делает вывод о превышении смотрителем кладбища Кочетковым А.А. должностных полномочий и расценивает его действия как нарушающие часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», направленные на устранение конкуренции в сфере оказания услуг по захоронению и нарушающие права и законные интересы граждан и охраняемые законом интересы общества и государства, указывает, что решение о выделении места для захоронения умершей Ананьевой Г.Ю. на настоящий момент не принято.

В своей жалобе Предприниматель также просил администрацию понудить смотрителя муниципального кладбища «Нижегородское» выполнить должностные обязанности и не позднее 16 часов 24.07.2013 предоставить «Нижегородской Ритуальной Компании» информацию о том, какое место выделено для захоронения умершей Ананьевой Г.Ю., добиться от Учреждения и его должностных лиц соблюдения законодательства в сфере похоронного дела.

По получении указанной жалобы начальник Управления по благоустройству администрации в тот же день 24.07.2013 обратился к директору Учреждения с письмом № 25-753/13-ж о предоставлении в срок до 15.30 часов 24.07.2013 обоснованной информации о причине отказа.

Суд установил, что Учреждение уже проводило проверку по поступившему в его адрес 23.07.2013 обращению Предпринимателя об отказе смотрителем муниципального кладбища «Нижегородское» в выделении земельного участка для захоронения и в ответ на указанное письмо направило в адрес Управления по благоустройству письмом от 24.07.2013 № 238 и факсом информацию о причине отказа и материалы проверки по заявлению Предпринимателя.

Как следует из материалов проверки, у смотрителя кладбища Кочеткова А.А. 23.07.2013 были взяты письменные объяснения, согласно которым 23.07.2013 сотрудник Предпринимателя Ковальский А.А. обратился к нему с заявлением о выделении места захоронения                 Ананьевой Г.Ю. Ковальским А.А. была предъявлена доверенность от имени Сиднева Е.П., однако паспорта Сиднева Е.П. либо надлежащим образом его заверенную копию он не представил, в связи с чем в выделении места для захоронения было отказано до момента предоставления всех документов, либо самого Сиднева Е.П. с паспортом, так как фамилия, имя, отчество и адрес регистрации вносятся в журнал регистрации захоронений, а паспортные данные заявителя указываются в заявлении о выделении земельного участка для захоронения. Кроме того, в письменных объяснениях Кочетков А.А. указал, что при отсутствии документа, удостоверяющего личность, невозможно проверить правильность заполнения данных об адресе регистрации заявителя, в связи с чем в дальнейшем может быть затруднен розыск ответственного за захоронение.

25.07.2013 для захоронения Ананьевой Г.Ю. выделено место на муниципальном кладбище «Н.Стригино», что подтверждается заявлением № 182/н, копией журнала регистрации захоронений.

По результатам проведенной проверки администрацией 22.08.2013 Предпринимателю был направлен ответ на его жалобу от 24.07.2013 за исх. № 25-893/13-ж.

Не согласившись с указанным ответом и посчитав проведенную по его жалобе проверку ненадлежащей, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В части требования заявителя о признании незаконным письма администрации от 22.08.2013 № 25-893/13-нс суд прекратил производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.

При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.

Письмо администрации от 22.08.2013 № 25-893/13-нс не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорено самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В этой связи дело в части оспаривания указанного письма правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением об управлении по благоустройству администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением администрации от 27.06.2011 № 2467 (далее – Положение), Управление по благоустройству является отраслевым структурным подразделением администрации (пункт 1.1); в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, правовыми актами органов местного самоуправления города, а также настоящим Положением (пункт 1.5).

Одной из основных задач Управления по благоустройству является осуществление контроля за выполнением работ по содержанию мест захоронения (пункт 2.1. Положения).

Для решения поставленных задач Управление по благоустройству участвует в оценке качества работ по содержанию мест захоронения (пункт 3.12. Положения); рассматривает обращения граждан в пределах своих полномочий (пункт 3.14. Положения).

Для выполнения возложенных на него функций Управление по благоустройству имеет право запрашивать от отраслевых (функциональных) структурных подразделений и территориальных органов администрации города и подведомственных муниципальных предприятий и учреждений информацию, необходимую для выполнения возложенных на Управление функций (пункт 4.1. Положения).

Учреждение создано с целью исполнения функций органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела постановлением администрации от 09.11.2011 № 4751 «О создании муниципального казенного учреждения «Управление муниципальных кладбищ города Нижнего Новгорода», в соответствии с пунктом 3 которого функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени администрации осуществляет Управление по благоустройству.

Согласно пункту 5.1. Устава Учреждения к компетенции учредителя относится решение ряда вопросов, в том числе осуществление контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «ж»).

Порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода утвержден постановлением администрации от 30.12.2011 № 5654.

Пунктом 2.1. указанного Порядка установлено, что контроль за деятельностью учреждений осуществляется по следующим основным направлениям: 1) за финансовой деятельностью учреждения; 2) за использованием имущества, закрепленного за учреждением на

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу n А11-5595/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также