Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А39-14/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                   

19 августа 2014 года                                                    Дело №А39-14/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2014.

В полном объеме постановление изготовлено  19.08.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей                               Урлекова В.Н., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  закрытого акционерного общества «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, г. Краснодар) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014 по делу №А39-14/2014, принятое судьей Савочкиным В.Н. по заявлению закрытого акционерного общества «Тандер» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 03.10.2013 №920, о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества «Тандер» - Алдаркин А.Т. по доверенности от 29.12.2013 №2-4/689, Мешалкин С.Н. по доверенности от 25.02.2014 №2-4/128.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, надлежащим образом извещенное о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Исследовав материалы  дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

23.07.2013 должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее – Управление, административный орган)  на основании распоряжения заместителя руководителя Управления №681 от 19.07.2013 и в целях контроля за выполнением ранее выданного предписания №105 от 19.03.2013, проведена внеплановая выездная проверка закрытого акционерного общества «Тандер» (далее - ЗАО «Тандер», Общество, заявитель) по месту осуществления им деятельности в магазине «Магнит», расположенному по адресу: г. Саранск, пер.Дачный, 13.

По результатам  проверки составлен акт  №681 от 23.07.2013,  к которому приобщены  фотоматериалы.

В указанном акте зафиксировано, что контейнеры для сбора мусора не установлены на площадку с твердым покрытием на расстоянии не менее 25 метров  от организации торговли и не менее 20 метров до жилых зданий. На момент проверки при отсутствии контейнерной площадки мусоросборники (2 шт.), принадлежащие магазину «Магнит», расположены в непосредственной близости к торцу  магазина, а также домам №11 и 13 по пер. Дачный, под окнами жилых квартир, что является нарушением части 5 статьи 15, статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункта 2.7 пункта 2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», подпункта 8.2.5 пункта 8.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Управления 13.08.2013 составило протокол об административном правонарушении №000937.

По результатам рассмотрения дела уполномоченным должностным лицом  административного органа  вынесено постановление №920 от 03.10.2013 о привлечении ЗАО «Тандер» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.

Посчитав данное постановление незаконным и подлежащим отмене,  Общество, обратилось в  арбитражный  суд  с соответствующим  заявлением.

Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 05.06.2014 отказал в удовлетворении заявленных  требований.

При этом суд первой инстанции счел доказанными факт совершения ЗАО «Тандер» вмененного ему административного правонарушения, а также вину Общества в совершении данного правонарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО «Тандер» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Общество указывает на неправильную  квалификацию  административным  органом  выявленного правонарушения, поскольку  в материалах дела  не имеется доказательств осуществления Обществом хозяйственной деятельности в области обращения с отходами.

По  мнению заявителя, сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности ЗАО «Тандер». Соответственно, в рассматриваемом деле деятельность Общества не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, Общество обращает внимание суда на то, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица о дате и времени составления протокола, что является основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и его отмене.

Общество полагает, что  предоставленный Управлением отчет об отправке 23.07.2014 уведомления о явке для составления протокола по факсимильной связи на номер факса 988612109810 не является надлежащим уведомлением, поскольку из указанного отчета невозможно установить, кому и что отправлялось по факсимильной связи.

Кроме того, в апелляционной жалобе Общество ссылается на возможность снижения штрафа ниже низшего предела.

Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителей Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения,  с учетом следующего.

Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно -эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ).

Юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона                    №89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством (статья 11 Закона №89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона №89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В силу статьи 1 Закона №89-ФЗ под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии со статьей 11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений,    осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Частью 1 статьи 22 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2.7 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Как установлено материалами дела, ЗАО «Тандер» для осуществления деятельности по розничной торговле продуктами питания для организации магазина «Магнит» арендует нежилые помещения по адресу: г. Саранск, Ленинский район, переулок Дачный, д.13.

Судом  первой   инстанции  установлено и подтверждено  материалами дела, что Обществом оформлен паспорт опасного отхода -  «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), твердый», образованный в результате непроизводственной деятельности персонала предприятия и имеющий IV класс опасности для окружающей природной среды.

Согласно заключенному договору, ООО «РЕМОНДИС Саранск» (исполнитель)  осуществляет сбор, вывоз и доставку указанных отходов до места захоронения (утилизации).

Таким образом, судом  установлено, что ЗАО «Тандер» осуществляет в процессе осуществления производственной  деятельности  временное накопление отходов в  двух контейнерах, размещенных на необорудованной контейнерной площадке в целях дальнейшего их транспортирования и захоронения.

Факт нарушения Обществом требований санитарных правил к сбору и хранению мусора и отходов, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки №681 от 23.07.2013 с приложением 5 фотографий, паспортом  опасного  отхода, договором на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО/КГО №1005 от 01.02.2012 с приложениями и дополнениями, протоколом об административном правонарушении №000937 от 13.08.2013.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, Обществом не представлено.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

    Согласно пункту 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Кодекс не содержит императивной нормы о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица.

Из  материалов  дела  следует, что протокол об административном правонарушении №000937 от 13.08.2013 составлен Управлением с участием представителя Общества Алдаркина А.Т., действовавшего на основании доверенности    №2-4/673 от 28.12.2012.

 При этом законный  представитель 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А43-27771/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также