Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А11-10582/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

г. Владимир                                                                       

19 августа 2014 года                                            Дело № А11-10582/2013

         Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2014.

         Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,

судей Казаковой Н.А., Родиной Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования Вязниковского района Владимирской области и общества с ограниченной ответственностью «ПРОМ-СТРОЙ» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.05.2014, принятое судьей Кашликовым И.В., по  делу № А11-10582/2013, по иску общества с ограниченной ответственностью «ПРОМ-СТРОЙ» (ОГРН 1073703000205, ИНН 3703039543) к администрации муниципального образования Вязниковского района Владимирской области (ОГРН 1023302954311, ИНН 3303004000) о взыскании 454 620 руб. 34 коп.,  по встречному иску администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области к обществу с ограниченной ответственностью «ПРОМ-СТРОЙ» об обязании закончить работы и о взыскании 537 243 руб. 18 коп.

В судебном заседании принимали участие представители:

от истца – общества с ограниченной ответственностью «ПРОМ-СТРОЙ» – представитель не явился о времени и месте судебного разбирательства уведомлен  надлежащим образом;

от ответчика – администрации муниципального образования Вязниковского района Владимирской области – Илларионова Е.Е. по доверенности № 01-55 от 18.10.2013.

Общество с ограниченной ответственностью «ПРОМ-СТРОЙ» (далее – ООО «ПРОМ-СТРОЙ», истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (далее – администрация, ответчик) о взыскании неустойки за просрочку оплаты выполненных работ на основании муниципального контракта от 22.09.2011 № 227 по справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 26.06.2013 № 20, от 29.07.2013 № 21, от 03.09.2013 № 22, от 01.10.2013 № 23 в сумме 950 902 руб. 72 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

27.01.2014 от администрации  поступило встречное исковое заявление к ООО «ПРОМ-СТРОЙ» об обязании закончить работы и о взыскании неустойки за несвоевременное выполнение работ по муниципальному контракту на выполнение работ от 22.09.2011 № 227 в сумме 537 243 руб. 18 коп.

Администрация в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила встречные исковые требования, просила взыскать с ООО «ПРОМ-СТРОЙ» неустойку за несвоевременное выполнение работ в сумме 652 866 руб. 30 коп.,  от требования об обязании закончить работы отказалась (уточнения от 11.02.2014 № 576/01-31, от 08.04.2014 № 01-31). Расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ произведен на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат от 03.09.2013 № 22, от 01.10.2013 № 23, от 28.10.2013 № 24, а также по справкам от 28.11.2013 № 25, от 18.12.2013 № 26, от 20.01.2014 № 27, которые ранее не предъявлялись.

Поскольку требование истца о взыскании неустойки по справкам от 28.11.2013 № 25, от 18.12.2013 № 26, от 20.01.2014 № 27, по своей сути, является новым самостоятельным требованием и имеет не только новый предмет иска, но и основание иска, суд заявление администрации об уточнении исковых требований в части взыскания неустойки по справкам от 28.11.2013 № 25, от 18.12.2013 № 26, от 20.01.2014 № 27 не принял, как противоречащее статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в рамках настоящего дела по встречному иску рассмотрены требования о взыскании неустойки, рассчитанной исходя из  справок от 28.11.2013 № 25, от 18.12.2013 № 26, от 20.01.2014 № 27.

Решением от 08.05.2014 исковые требования ООО «ПРОМ-СТРОЙ» удовлетворены в полном объеме.

Встречные исковые требования администрации удовлетворены частично: с ООО «ПРОМ-СТРОЙ» взыскана неустойка за несвоевременно выполненные работы в сумме 294 764 руб. 99 коп.; в удовлетворении остальной части встречного иска  отказано.

Не согласившись с решением от 08.05.2014, ООО «ПРОМ-СТРОЙ» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части частичного удовлетворения встречного иска ответчика.

По мнению данного апеллянта,  расчет неустойки, являющийся приложением к встречному иску, неправомерен,   периоды начисления неустойки и стоимость невыполненных работ необоснованны.

Считает, что оснований для взыскания неустойки по встречному иску не имеется, поскольку в данном случае в нарушении сроков выполнения работ имеется вина заказчика. Полагает, что имеются основания для применения статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации и освобождения общества от гражданско-правовой ответственности.

Администрация также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме.

    Данный апеллянт считает, что  установить срок  принятия работ исходя из пункта 3.3 контракта невозможно, так же как и установить, когда документы о выполненных работах были представлены в администрацию.

       Считает, что суд не учел, что документы о принятии работ были вручены ООО «ПРОМ-СТРОЙ» неуполномоченным лицам.

          При этом отмечает, что акты и справки подписаны заказчиком  с указанием даты, исходя из которой обязательство по оплате работ выполнено своевременно.

        Кроме того, указывает на то, что финансирование в 2013 году было осуществлено только в декабре 2013 года.

         Оспаривая решение по встречному иску, администрация указывает на неверный расчет судом периода просрочки   выполнения работ, а также на то, что суд не дал оценку уточнению иска, которое было подано 12.02.2014.  

        В настоящее судебное заседание представитель  ООО «ПРОМ-СТРОЙ» не явился. Ранее   в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе. Считает решение суда в части частичного удовлетворения встречного иска незаконным и необоснованным, доводы жалобы администрации  полагает несостоятельными.

        Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, апелляционную жалобу общества считают несостоятельной.

        В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела рассматривается в отсутствие представителя ООО «ПРОМ-СТРОЙ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства.

        Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам дела.

Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы,   суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 09 сентября 2011 № 0328300125111000220 между администрацией (заказчик) и ООО «ПРОМ-СТРОЙ» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ от 22.09.2011 № 227, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по строительству спортивно-оздоровительного центра по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Владимирская, и сдать результат работ заказчику с учетом требований, изложенных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего контракта, а заказчик оплачивает выполненные работы.

В силу пункта 1.3 контракта работы выполняются подрядчиком в объеме, предусмотренном проектно-сметной документацией, в течение 24 месяцев с момента заключения контракта. Сроки выполнения работ и наименование видов работ определяются согласованным сторонами календарным планом выполнения работ с учетом технологии строительства. Подрядчик имеет право закончить работы досрочно без изменения количественных и качественных характеристик объекта.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что ежемесячно до 25-го числа отчетного месяца подрядчик представляет в 5 экземплярах заказчику акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение (акты на скрытые работы, иную необходимую исполнительную документацию) и необходимые для оплаты счета-фактуры и счета.

Заказчик в течении 5 рабочих дней осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает, оформляет, подписывает представленные документы и возвращает 1 экземпляр подрядчику или направляет обоснованный отказ (пункт 3.3 контракта).

На основании пункта 3.3 контракта заказчик ежемесячно в течение 10 банковских дней с даты подписания сторонами актов по форме КС-2 и справки по форме КС-3 осуществляет оплату выполненных по настоящему контракту работ в пределах цены контракта и условий, изложенных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего контракта.

Согласно пункту 3.4 контракта заказчик, получивший письменное сообщение подрядчика о полной готовности к сдаче результата выполненных работ, в течение 10 дней организует и осуществляет приемку с оформлением акта сдачи-приемки работы. Подрядчик к акту сдачи-приемки прилагает необходимый комплект исполнительной документации, предусмотренный извещением о проведении аукциона.

В случае несоответствия результатов работы сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены заказчиком в течение 10 дней после получения акта сдачи-приемки работ. Подрядчик обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах цены контракта в разумный срок (пункт 3.9 контракта).

Общая стоимость контракта составляет 152 177 766 руб. 40 коп. (пункт 4.1 контракта).

В пункте 4.2 контракта определено, что оплата производится при наличии актов выполненных работ, после сдачи подрядчиком и приемки заказчиком выполненных работ при наличии счета - фактуры, оформленного акта выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3). В 2011 году оплата производится от объема выполненных работ в размере не более 37 миллионов рублей. В 2012 и 2013 годах оплата производится от объема выполненных работ по мере возможности финансирования строительства, предусмотренного в бюджетах на соответствующий год.

Как указывает истец, им были выполнены работы по контракту и переданы администрации для согласования и оплаты акты выполненных работ № 174-202 со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 25.06.2013 № 20 на сумму 13 921 979 руб. 12 коп., акты № 203-226 со справкой от 29.07.2013 № 21 на сумму 5 750 813 руб. 92 коп., акты № 227-264 со справкой от 03.09.2013 № 22 на сумму 8 482 844 руб. 72 коп., акты № 265-280 со справкой от 01.10.2013 № 23 на сумму 3 301 884 руб. 83 коп.

По утверждению ООО «ПРОМ-СТРОЙ», выполненные работы приняты заказчиком: по актам № 174-202, справке от 26.06.2013 № 20 – 26.06.2013; по актам № 203-226, справке от 29.07.2013 № 21 – 31.07.2013; по актам № 227-264, справке от 03.09.2013 № 22 – 16.09.2013; по актам № 265-280, справке от 01.10.2013 № 23 – 08.10.2013.

По его мнению,  при отсутствии со стороны заказчика отказа в принятии работ, документы считаются подписанными по истечении 5 рабочих дней. Таким образом, по справке от 26.06.2013 № 20 работы считаются принятыми - 05.07.2013, по справке от 29.07.2013 № 21  - 07.08.2013, по справке 03.09.2013 № 22  – 23.09.2013, по справке от 01.10.2013 № 23  – 15.10.2013.

В связи с принятием заказчиком работ, их  оплата  должна быть осуществлена в течение 10 банковских дней, однако администрацией после истечения установленного контрактом срока оплата выполненных работ произведена не была.

ООО «ПРОМ-СТРОЙ» претензией от 14.10.2013 № 1130 предлагало администрации в срок до 18.10.2013 произвести погашение задолженности по вышеуказанным актам и справкам.

Нарушение заказчиком своих обязательств по оплате выполненных работ послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В свою очередь администрация, ссылаясь на несвоевременное выполнение ООО «ПРОМ-СТРОЙ» работ по муниципальному контракту от 22.09.2011 № 227, обратилась в суд с иском о взыскании неустойки в сумме 537 243 руб.18 коп.

В обоснование встречного иска заказчик указывает, что срок окончания работ истек 22.09.2013. По истечении данного срока работы подрядчиком в полном объеме не выполнены и не сданы заказчику.

В письме от 24.09.2013 № 1050 подрядчик указал, что заказчик приостановил с мая 2013 года оплату выполненных работ, в связи с чем предложил продлить срок действия контракта не менее чем на 2 календарных месяца, которые должны исчисляться с даты погашения администрацией имеющейся задолженности (заключить дополнительное соглашение).

В ответе от 30.09.2013 № 3349/01-36 администрация сообщила, что требование о составлении и подписании дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта необоснованно.

Администрация претензией от 12.12.2013 № 01-31/1663 просила ООО «ПРОМ-СТРОЙ» закончить работы и выплатить неустойку за просрочку выполненных работ.

Письмом от 20.02.2014 № 191 подрядчик направил в адрес заказчика извещение о полной готовности к сдаче результата выполненных работ и просил осуществить приемку выполненных работ.

       Проанализировав материалы дела, арбитражный суд счел требование ООО «ПРОМ-СТРОЙ» подлежащим удовлетворению в полном объеме, а встречный иск подлежащим удовлетворению частично, исходя из нижеследующего.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А43-2980/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также