Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А38-426/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

14 августа 2014 года                                            Дело № А38-426/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  11.08.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   14.08.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Южная» (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. К.Маркса, д. 119; ОГРН 1051200119376, ИНН 1215105982)

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.05.2014

по делу № А38-426/2014,

принятое судьей Фроловой Л.А.

по заявлению открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Южная» о признании недействительным в части предписания государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл от 08.11.2013 № 402,

при участии в судебном заседании представителей:

заявлению открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Южная»- Планк А.П. по доверенности от 09.01.2014 сроком действия один год,

и установил:

открытое акционерное общество «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Южная» (далее – ОАО «ЖЭУК «Южная», управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее – Инспекция, уполномоченный орган) от 08.11.2013 № 402 в части устранения нарушений подпунктов 4.2.3.1, 4.1.5, 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.05.2014 управляющей компании отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «ЖЭУК «Южная» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела;  несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.

Общество настаивает на том, что фактически предписание указывает на проведение мероприятий, относящихся к капитальному ремонту, при том, что собственники помещений многоквартирного дома приняли решение об отказе от проведения капитального ремонта фасада здания.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами домоуправляющей компании, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В судебном заседании представитель ОАО «ЖЭУК «Южная» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемое судебное решение.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что в период с 29.10.2013 по 08.11.2013 на основании распоряжения руководителя от 11.10.2013 № 852 уполномоченные лица ГЖИ Республики Марий Эл осуществили плановую выездную проверку соблюдения ОАО «ЖЭУК «Южная» правил содержания и эксплуатации многоквартирного жилого дома № 172 по ул.Советская в г.Йошкар-Оле.

В ходе проверки уполномоченный орган установил нарушения пунктов 4.2.3.1 (разрушение местами облицовочного материала стен фасада до кирпичной кладки), 4.1.5 (разрушение кирпичной кладки – состояние стен приямков неисправно), 4.2.1.7 (нарушение герметизации деформационного шва дома) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.10.2013 № 886.

По итогам проведенной проверки ГЖИ Республики Марий Эл выдала ОАО «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Южная» предписание от 08.11.2013 № 402, согласно которому в срок до 31.03.2014 управляющей компании надлежит выполнить текущий ремонт мест общего пользования в доме.

Не согласившись с выданным Инспекцией предписанием в части, ОАО «ЖЭУК «Южная» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14.04.2004 № 111, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке государство создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных жилищным законодательством требований, - государственную жилищную инспекцию, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.

Аналогичные функции и полномочия Инспекции предусмотрены и в Положении о государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл, утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14.04.2004 № 111 (далее – Положение), согласно пункту 1 которого функции государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.

В силу пункта 10 Положения о Министерстве строительства, архитекту­ры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 № 194, Ми­нистерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе, региональный государственный жилищный надзор и ГЖИ Республики Марий Эл является отделом Министерства и осуществляет контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.

Таким образом, Инспекция обладает надлежащими полномочиями на осуществление проверочных мероприятий и принятие обжалуемого предписания.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда управляющими организациями установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), а также Правилами содержания общего имущества в много­квартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собст­веннику этого имущества.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации преду­смотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вы­брать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно Уставу ОАО «ЖЭУК «Южная» основной целью деятельно­сти юридического лица является организация управления и обслуживания жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Согласно договору от 19.12.2008 № 7 ОАО «ЖЭУК «Южная» является управляющей компанией многоквартирного жилого дома № 173 по ул.Советской в г.Йошкар-Оле.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса  Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требо­ваниями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, за­щите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопас­ность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; со­блюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответст­вии с проектной документацией для строительства или реконструкции много­квартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ука­занными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечиваю­щий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопас­ности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунк­тах «а» - «д» пункта 2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А11-11896/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также