Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А79-214/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

05 августа 2014 года                                               Дело № А79-214/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  04.08.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   05.08.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.04.2014

по делу № А79-214/2014,

принятое судьей Новожениной О.А.

по заявлению индивидуального предпринимателя Прокопьевой Татьяны Вячеславовны (Чувашская Республика, г. Чебоксары) о признании незаконными действий администрации города Чебоксары,

при участии в судебном заседании представителей:

индивидуального предпринимателя Прокопьевой Татьяны Вячеславовны – Игнатьевой Е.А. по доверенности от 23.07.2012 сроком действия три года;

администрации города Чебоксары – Кулеминой К.А. по доверенности от 25.12.2013 № 29/01-7737 сроком действия  до 31.12.2014,

и установил:

индивидуальный предпринимателя Прокопьева Татьяна Вячеславовна (далее – Предприниматель, Прокопьева Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконными действий администрации г.Чебоксары (далее орган местного самоуправления) по установлению выкупной стоимости земельного участка площадью 960 кв.м (0,0960 га), кадастровый номер 21:01:030103:1362, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. И.Франко, д. 3, в размере его кадастровой стоимости. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.04.2014  заявленные требования удовлетворены; признаны незаконными действия администрации г.Чебоксары по установлению выкупной стоимости земельного участка площадью 960 кв.м (0,0960 га), кадастровый номер 21:01:030103:1362, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. И.Франко, д. 3, в размере его кадастровой стоимости. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ИП Прокопьевой Т.В. в собственность обозначенного земельного участка по цене, составляющей 2,5 процента от его кадастровой стоимости, подготовить проект договора купли-продажи и направить его Предпринимателю с предложением о его заключении. Одновременно суд взыскал с администрации г.Чебоксары в пользу Прокопьевой Т.В. судебные расходы в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Орган местного самоуправления настаивает на том, что постановка на государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка 21.03.2013 препятствует реализации возможности Предпринимателю приобрести указанный земельный участок по льготной цене.

В отзыве на апелляционную жалобу Прокопьева Т.В. выражает несогласие с позицией органа местного самоуправления, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

В судебном заседании представители Предпринимателя и органа местного самоуправления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.10.2011 серии 21 АД № 527719 индивидуальному предпринимателю Прокопьевой Т.В. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества: деревянное двухэтажное здание, назначение: нежилое, этажность - 2, общая площадь 628,5 кв.м., лит. А, адрес объекта: г. Чебоксары, ул. И.Франко, д.3.

28.06.2012 Прокопьева Т.В. обратилась в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка для эксплуатации принадлежащего на праве собственности объекта недвижимости.

К заявлению Предприниматель приложила кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030103:6 площадью 483 кв.м. и 21:01:030103:81 площадью 132 кв.м. (л.д.48-53), а также копии выписок из ЕГРП на недвижимое имущество; технического паспорта на нежилое здание; договора купли-продажи; свидетельства о праве собственности; паспорта; свидетельств ОГРНИП и ИНН.

Письмом от 02.07.2012 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом рекомендовал Предпринимателю обратиться МУ «Земельное управление» для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

28.01.2013 администрация г.Чебоксары издала постановление № 206, которым изменила вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:01:030103:1323 на «земли, свободные от прав третьих лиц», утвердила схему расположения земельных участков на кадастровом плате соответствующей территории для эксплуатации административно-офисного здания по ул.И.Франко, д.3, в г.Чебоксары.

Кадастровые выписки от 14.03.2014 свидетельствуют, что земельный участок площадью 132 кв.м, кадастровый номер 21:01:030103:81, снят с кадастрового учета 23.01.2013; а из земельного участка площадью 615 кв.м с кадастровым номером 21:01:030103:6 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:030103:1362, 21:01:030103:1363, 21:01:030103:1367, 21:01:030103:1365, 21:01:030103:1366, 21:01:030103:1364.

Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 960 кв.м,  кадастровый номер 21:01:030103:1362 следует, что он поставлен на государственный кадастровый учет 21.03.2013 и его кадастровая стоимость составляет 7 669 296 руб. (предыдущие номера: 21:01:030103:6, 21:01:030103:1323).

Письмом от 06.09.2013 Прокопьева Т.В. повторно обратилась в орган местного самоуправления, направив для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка  уточненные документы.

Постановлением администрации г.Чебоксары от 18.11.2013 № 3819 «О приватизации земельного участка по ул. И.Франко, 3» индивидуальному предпринимателю Прокопьевой Т.В. предоставлен в собственность земельный участок площадью 960 кв.м, кадастровый номер 21:01:030103:1362, для эксплуатации административно-офисного здания. Одновременно МКУ «Земельное управление» предписано подготовить и направить Предпринимателю проект договора купли-продажи с предложением о его заключении.

Во исполнение постановления от 18.11.2013 № 3819 уполномоченный орган направил в адрес Прокопьевой Т.В. не подписанный со своей стороны проект договора купли-продажи земельного участка площадью 960 кв.м, кадастровый номер 21:01:030103:1362, по которому выкупная стоимость испрашиваемого земельного участка составила 7 669 296 руб.

Полагая, что действия органа местного самоуправления по установлению такой выкупной цены испрашиваемого земельного участка противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности,  Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда российской Федерации от 24.03.2005 № 11 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своих действий.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок, орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, принимает решение о его предоставлении. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду   орган,   уполномоченный   на   распоряжение   земельным   участком, осуществляет подготовку проекта договора его купли-продажи или аренды и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В пункте 9 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи,

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А39-753/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также