Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А38-4080/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                   

11 июля 2014 года                                                      Дело № А38-4080/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено  11.07.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.03.2014

по делу № А38-4080/2013,

принятое судьей Камаевой А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МОНОТОП» (424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Васильева, д. 1; ИНН 1215046938, ОГРН 1021200756411) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25.07.2013 № 03-08/3786

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «МОНОТОП» - Яичникова Н.В. по доверенности от 23.05.2013 серии 12 АА № 0234658 сроком действия три года,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «МОНОТОП» (далее – ООО «Монотоп», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 25.07.2013 № 03-08/3786 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Управление, антимонопольный орган) об отказе в исключении из Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% процентов. Одновременно заявитель просил суд обязать антимонопольный орган повторно рассмотреть его заявление от 24.04.2013 № 61.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.03.2014 заявленные требования удовлетворены, изложенное в письме от 25.07.2013 № 03-08/3786 решение Управления признано незаконным, не соответст­вующим статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите кон­куренции». В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал антимонопольный орган повторно рассмотреть заяв­ление ООО «Монотоп» от 24.04.2013 № 61. Одновременно суд взыскал с Управления в пользу Общества расходы по оплате экспертизы в сумме 91 954 рубля и судебные расходы в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

По мнению антимонопольного органа, отказывая ООО «Монотоп» в исключении из Реест­ра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, он исходил из результатов проведенного исследования фактических обстоятельств, доказательства которого представлены в материалы дела; анализ и оценка конкурентной среды проведены антимонопольным органом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Антимонопольный орган ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель ООО «Монотоп» в судебном заседании выразил несогласие с позицией Управления, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что приказом Управления от 22.12.2008 № 114 ООО «Монотоп» включено в Реестр хозяйствующих субъ­ектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, на товарном рынке услуг железнодорожного транспорта необщего пользования в границах территории расположения железнодорожных подъезд­ных путей с долей более 65%.

Приказ антимонопольного органа от 22.12.2008 № 114 в соответствии с действующим законодательством не оспаривался.

ООО «Монотоп» обратилось в Управление с заявлением от 24.04.2013 № 61 об исключении его из Реест­ра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, обосновав свое обращение:

- приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»,

-  принятием Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации постановления от 15.01.2013 по делу № А23-2648/2011, которое содержит позицию о том, что заклю­ченные договоры на оказание транспортных услуг на железнодорожных подъ­ездных путях не являются обязательными договорами для сторон их заключив­ших;

-  сопоставимостью цен на транспортные услуги автомобильного и железно­дорожного транспорта, вызванную существенным увеличением тарифов, а также изменение состава хозяйствующих субъектов, эксплуатировавших пути общест­ва.

Рассмотрев обращение Общества, проведя анализ рынка услуг железнодорожного транспорта необщего пользования, Управление приняло решение об отсутствии оснований для исключения ООО «Монотоп» из Реест­ра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, о чем письмом от 25.07.2013 № 03-08/3786 уведомило заявителя.

Считая такое решение Управления незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Монотоп» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 и исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.

Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта в силу  следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  решения  государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004                      № 331.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).

Условия признания лица, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (далее - Правила).

Согласно пунктам 3, 4 Правил формирование и ведение реестра осуществляется, в том числе путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте; включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой действует территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).

В соответствии с пунктом 5 Правил исключение сведений о хозяйствующем субъекте из реестра и изменение содержащихся в реестре сведений осуществляются по решению территориального органа Федеральной антимоно­польной службы, если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы.

Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который подготавливается, в том числе в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (пункт 8, подпункт «а» пункта 13 Правил).

Согласно подпункту «а» пункта 14 Правил самостоятельным основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъ­екте из реестра является аналитический отчет.

Процедура включения и исключения хозяйствующего субъекта из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов регулируется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйст­вующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, который утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 6.

Согласно пункту 3.4 Административного регламента структурное

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А79-5278/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также