Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 по делу n А11-10402/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

07 июня 2014 года                                                   Дело № А11-10402/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  02.07.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   07.07.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Ковровский» (601965, Владимирская обл., Ковровский р-н, п. Новый,                   ул. Лесная, д. 15; ИНН 3317000206, ОГРН 1033302201041)

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.04.2014

по делу № А11-10402/2013,

принятое судьей Новиковой Л.П.

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Ковровский» о признании незаконным решения администрации Ковровского района Владимирской области,

при участии в судебном заседании представителей:

сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) «Ковровский» - председателя Орлова А.В. на основании протокола от 24.05.2013 № 4, Поплавской И.Г. по доверенности от 11.03.2014 сроком действия три года,

и установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Ковровский» (далее – СПК «Ковровский», колхоз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Ковровского района Владимирской области (далее – орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка  площадью 7169750+/-23429 кв.м, кадастровый номер 33:07:000317:592, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Бельково. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять решение о предоставлении колхозу в собственность испрашиваемого земельного участка и в течение 14 дней с момента принятия судебного решения направить в его адрес проект договора купли-продажи обозначенного земельного участка с предложением о его заключении по цене, равной 10% от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.04.2014  колхозу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, СПК (колхоз) «Ковровский» обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

По мнению СПК «Ковровский», использование земельного участка в полном объеме и частично не влияет на предоставленное колхозу действующим законодательством право на его выкуп.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация Ковровского района указывает на неправомерность позиции колхоза, настаивает на законности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.

В судебном заседании представители СПК (колхоз) «Ковровский» поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Орган местного самоуправления ходатайствует о рассмотрении дела по существу без участия своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делу установлено, что согласно свидетельству от 08.02.1993 № ВЛ-07-1231 СПК (колхоз) «Ковровский» принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 7169750+/-23429 кв.м, кадастровый номер 33:07:000317:592, расположенный по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Бельково, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - I - сельскохозяйственные угодья.

19.09.2013 СПК «Ковровский» обратился в администрацию Ковровского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату обозначенного земельного участка.

Письмом от 06.11.2013 № 334/01-24 администрация Ковровского района уведомила колхоз об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обосновав свое решение отсутствием документов и сведений, подтверждающих использование данного земельного участка по целевому назначению и осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Полагая, что такое решение органа местного самоуправления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, колхоз обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Владимирской области от 12.03.2007 № 19-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области»  и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность своего решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность и нецелевое использование земельных участков противоречит требованиям земельного законодательства.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 3 статьи 1  Федерального закона № 101-ФЗ одним из основных принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.

Обязательным требованием, предъявляемым к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (юридические лица и предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства), является осуществление ими деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Установление законом специального субъектного состава покупателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения также непосредственным образом связано с целевым назначением земель указанной категории.

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ).

Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Из приведенной правовой нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 № 19-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области» сельскохозяйственные

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 по делу n А79-8826/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также