Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А43-25666/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                         

25 июня 2014 года                                                      Дело № А43-25666/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.06.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2014

по делу № А43-25666/2013,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания «Селена»  (ОГРН 1080277010725, ИНН 0258012280, Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Тирлянский)

о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,

при участии:

от Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному  округу – Климакова А.А. по доверенности от 27.01.2014 № 07,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания «Селена» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) по проведению внеплановой выездной проверки в отношении Общества, проведенной 11.10.2013 и      16-17.10.2013 в рамках проверки исполнения органами государственной власти Республики Башкортостан переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, на основании приказа Рослесхоза от 26.09.2013 № 272.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство).

Решением от 20.03.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.

Департамент не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела,  неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 20.03.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008  № 1361-р утвержден объем расчетной лесосеки (403,8 тыс. куб.м древесины, в том числе по хвойному хозяйству - 198,9 тыс. куб.м древесины) для предоставления Обществу в аренду без проведения аукциона.

Между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключено 7 договоров аренды лесных участков на инвестиционных условиях по заготовке древесины для осуществления инвестиционного проекта «Создание производства с полным циклом переработки древесины»  от 21.12.2009 № № 3, 5, 6, 9, от 11.09.2009 №№ 30, 31, 32. Указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 № 1361-р (в редакции от 02.12.2009) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 450 Министерство и Общество подписали дополнительные соглашения от 12.02.2009 к договорам аренды лесных участков в части внесения сведений о включении в договоры аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, оснований для досрочного расторжения договора по инициативе арендодателя. Дополнительные соглашения также были зарегистрированы в установленном законом порядке.

Министерством в адрес арендатора - Общества неоднократно с момента заключения договоров аренды лесных участков направлялись претензионные письма об исполнении обязательств надлежащим образом.

11.10.2013 должностными лицами Департамента проведен осмотр лесовосстановления в квартале 265 выделе лесные культуры сосны 2012 года S-3,7 га, в квартале 13 выделе 16 Белорецкого участкового лесничества лесные культуры сосны 2011 года S - 5,8 га, в квартале 13 выделе 15 Белорецкого участкового лесничества лесные культуры сосны 2011 года S - 3,3 га, в квартале 14 выделе 2 Белорецкого участкового лесничества лесные культуры сосны 2011 года S - 2,0 га, в квартале 14 выделе 8 Белорецкого участкового лесничества лесные культуры сосны 2011 года S - 3,4 га, в квартале 14 выделе 6 Белорецкого участкового лесничества.

Данные осмотра отражены в акте проверки от 11.10.2013.

Уведомлением от 12.10.2013 Департамент известил Общество о проведении 16.10.2013-17.10.2013 проверки заявителя на предмет выполнения требований нормативных правовых актов, а также требований, установленных договорами аренды лесных участков, заключенными в рамках приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; основание проверки - Приказ Рослесхоза от 26.09.2013 № 272 «О проведении проверки исполнения органами государственной власти Республики Башкортостан переданных Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий».

В период с 16.10.2013 по 17.10.2013 в отношении Общества должностными лицами Департамента проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено невыполнение Обществом договоров аренды и проектов освоения лесов в 2011 году, неразработка инвестиционного проекта.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.10.2013

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частями 1 и 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными   договорами   Российской   Федерации,   настоящим   Кодексом,   другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный  закон  № 294).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона № 294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1)         частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; 1.1) пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций);           2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона; частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки); частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок); частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Согласно частям 1, 2, 16 статьи 10 Федерального закона № 294  предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А79-9743/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также