Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А43-29369/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир 

                                                               

18 июня 2014 года                                                          Дело № А43-29369/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 18.06.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2014

по делу № А43-29369/2013,

принятое судьей Чепурных М.Г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СПЕКТР-плюс» (ОГРН 1035205016857, ИНН 5257064781)

о признании незаконными действий Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода,

без участия лиц,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «СПЕКТР-плюс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация) в лице директора Департамента Т.Ю. Шмаковой по направлению в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция государственного строительного надзора) информации, содержащейся в письме от 15.10.2013 № 12-12-1182/13/ж, о том, что распоряжение главы администрации от 30.09.2005 № 4262-р утратило силу.

Решением от 03.03.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.

Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с представлением комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям (протокол от 08.04.2004 № 344) и обращением Общества от 19.04.2004 № 9 главой администрации на основании статей 8, 41-43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статьи 37 Устава города Нижнего Новгорода издано распоряжение от 10.02.2005 № 400-р «О разрешении Обществу разработки проекта планировки и межевания территории квартала в границах улиц Маслякова, Обозная, переулка Обозный, Ильинская и проектирования административного комплекса с торговыми помещениями и подземной автостоянкой в Нижегородском районе и резервировании территории».

На основании статей 8, 51 ГрК РФ, пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Устава города Нижнего Новгорода 30.09.2005 главой администрации издано распоряжение                        № 4262-р (с изменениями, внесенными распоряжением от 07.11.2005           № 5097-р) «О предоставлении земельного участка в аренду Обществу под строительство административного комплекса, крышной котельной, встроенной трансформаторной подстанцией, с торговыми помещениями и подземной автостоянкой в квартале улиц Маслякова, Обозная, переулка Обозный, улицы Ильинская в Нижегородском районе».

При этом пунктом 4 указанного распоряжения Обществу разрешено приступить к строительству после утверждения в установленном законом порядке документации по планировке территории и согласования проектной документации.

14.12.2005 Общество получило градостроительный паспорт инв. № 36.

13.02.2006 между администрацией в лице первого заместителя КУГИиЗР и Обществом заключен договор № 14052/06 аренды земельного участка площадью 6940,00 кв.м с кадастровым номером 52:18:06 01 39:0006, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, в квартале улиц Маслякова, Обозная, переулка Обозный, улицы Ильинская, со сроком действия до 15.09.2008.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается штампом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Нижегородской области.

На основании статьи 45 ГрК РФ, статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, обращения заявителя от 07.02.2007 № 182 и заключения Комиссии по землепользованию и застройке в городе Нижнем Новгороде от 10.05.2007 № 20-пп, а также по результатам проведения публичных слушаний (протокол от 10.05.2007) главой администрации издано постановление от 21.05.2007 № 2046 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала в границах улиц Маслякова, Обозная, переулка Обозный, Ильинская в Нижегородском районе».

Заключением Департамента архитектуры и градостроительства администрации от 21.04.2008 № 98 согласован рабочий проект указанного объекта капитального строительства.

Кроме того, Обществом была начата работа по расселению лиц, проживающих в жилых домах названного квартала, число которых по сведениям Управления по учету и распределению жилья администрации составляло 82 человека (35 семей).

Распоряжениями Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 02.08.2013 № 311-05-09-1408/13, от 06.08.2008 № 1231 «О продлении срока аренды земельного участка», от 30.09.2011 № 311-05-09-1595/11 «О внесении изменений в договор аренды и продлении срока аренды земельного участка» и дополнительными соглашениями от 19.08.2008, 26.10.2011 к договору от 13.02.2006 № 14052/06 аренды земельного участка была увеличена площадь земельного участка с кадастровым номером 52:18:06 01 39:0006 до                6880±29 кв.м и продлен срок его аренды до 21.06.2015 для завершения строительства указанного объекта строительства.

Данные распоряжения и дополнительные соглашения также зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается штампами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Нижегородской области и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.12.2013.

15.10.2013 директор Департамента градостроительного развития и   архитектуры Т.Ю. Шмакова направила в Инспекцию государственного строительного надзора письмо № 12-12-1182/13/ж о том, что распоряжение главы администрации от 30.09.2005 № 4262-р утратило силу, поскольку строительство объекта капитального строительства не было начато.

Информация, изложенная в письме от 15.10.2013 № 12-12-1182/13/ж, явилась основанием для проведения Инспекцией государственного строительного надзора проверки в отношении Общества, составления протокола об административном правонарушении от 11.12.2013                              № 519-03/01-05/337 и выдачи предписания от 11.12.2013 № 519­-03/01-04/389 об устранении нарушений при строительстве - строительство без разрешения.

Посчитав, что данные действия администрации не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Следовательно, орган местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять   строительство,   реконструкцию   объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом в пункте 21 статьи 51 ГрК РФ установлено, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

В силу части 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, указанная норма предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отмены разрешения на строительство. Прекращение действия (отмена) разрешения на строительство по каким-либо иным основаниям не допускается.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для отмены директором Департамента градостроительного развития и архитектуры Т.Ю. Шмаковой ненормативного акта - распоряжения главы

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу n А11-9437/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также