Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу n А43-28270/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                        

18 апреля 2008 года                                           Дело №А43-28270/2007-12-735

Резолютивная часть постановления объявлена  11.04.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено   18.04.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Урлекова В.Н., Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиховой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2008, принятое судьей Пословой Г.В. по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей по договору права аренды земельного участка от 13.07.2007 №0313/18 и обязании зарегистрировать договор уступки прав и обязанностей.

В судебном заседании участвуют представители :

Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» - Головко А.И. по доверенности от 12.11.2007 сроком действия 1 год, Солдатова Е.В. по доверенности от 08.11.2007 сроком действия 1 год, директор предприятия Головко Д.И. лично на основании приказа о назначении на должность директора от 24.02.2005    № 39;

Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области – Григорьева Н.В. по доверенности от 17.09.2007 № 145 сроком действия до 31.12.2008;

общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания Волговятснаб»- Алешникова Е.М. по доверенности от 01.12.2007 ( том 1, л.д.119).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации » (далее по тексту – Предприятие, ФГУП) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области  о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее – Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13.07.2007 № 0313/18, выраженного в письме от 01.11.2007 № 01/712/2007-225, 226. Одновременно Предприятие просило суд обязать Управление зарегистрировать договор уступки прав и обязанностей.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2008  ФГУП отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда,  обстоятельствам дела,  неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель ООО «ТК «Волговятснаб» поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции.

Представитель Управления указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации, иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.

Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» определяет, что   Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

 Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

 К основным задачам Росрегистрации относится обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Росрегистрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

 Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997           № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из этапов государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации прав,  и проверка законности сделки.

Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются:

 договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. 

Статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений.

Также данная статья в пунктах 2,3  закрепляет, что если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997            № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Установлено по делу, что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.07.2007 № 312 между Терруправлением (арендодатель) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Ремонтно-производственное предприятие Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» (арендатор) заключен договор № 0313/18 аренды земельного участка площадью 42500 кв.м,  кадастровый номер 52:18:07 01 84:0009, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пр.Гагарина, д.60, под спортивную площадку,  на срок 10 лет,  с 13.07.2007 по 13.07.2017.

Право федеральной собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, что подтверждается  записью о регистрации  от 19.04.2004 № 52-01/01-84/04-116. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав записью о регистрации от 13.08.2007.

24.07.2007 ФГУП (первоначальный арендатор) и ООО «Торговая компания «Волговятснаб» (новый арендатор) подписали договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от 13.07.2007 № 0313/18.

В соответствии с пунктом 1.2 данного договора уступки все права и обязанности по настоящему договору передаются первоначальным арендатором новому арендатору в полном объеме, существовавшем на момент заключения основного договора.

Передача земельного участка осуществлена по акту в день подписания договора.

31.07.2007 стороны договора уступки прав и обязанностей - ФГУП и ООО «ТК «Волговятснаб» - обратились в Управление федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлениями о государственной регистрации прекращения обременения и государственной регистрации обременения в связи с заключением договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от 24.07.2007.

Государственный регистратор уведомил ФГУП и ООО «ТК «Волговятснаб» письмом от 15.07.2007 № 01/712/2007-225,226 о приостановлении государственной регистрации на срок до 17.09.2007, руководствуясь при этом   пунктом 1 статьи  19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предложив одновременно представить на государственную регистрацию согласие собственника имущества на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.

По заявлениям ФГУП и ООО «ТК «Волговятснаб» от 13.09.2007 с целью устранения причин, препятствующих регистрации прав, государственный регистратор прав, руководствуясь пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмом от 17.09.2007                     № 01/737/07-156, 158 приостановил регистрацию на срок до 13.12.2007.

Письмом от 22.10.2007 №359а  ФГУП выразило Управлению свое  несогласие с доводами регистратора в части необходимости представления на регистрацию договора согласия собственника земельного участка, ссылаясь на положения пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации , и предложило принять решение о регистрации.

Управление,  руководствуясь абзацем 2 пункта 2 статьи  19 и абзацем 10 пункта 1 статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приняло решение  об отказе заявителям в государственной регистрации прекращения обременения и регистрации обременения, поскольку причины, препятствующие государственной регистрации, указанные в письме от 15.08.2007 №01/712/2007-225, 226, не были устранены. В обоснование отказа в государственной регистрации прав регистратор сослался на статью  18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ  «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также абзац 3 пункта 3.6 Устава ФГУП. Управление  указало, что заявителями не представлено согласие собственника имущества на передачу ФГУП  прав и обязанностей по договору аренды земельного участка. Также в отказе  указывалось, что срок приостановления государственной регистрации истек.

Не согласившись с решением государственного регистратора, Предприятие  обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Первый арбитражный апелляционный суд считает, что правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации  объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности) определяется его учредительными документами.

Правоспособность юридического лица может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Специальной

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу n А11-8891/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также