Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А11-8870/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

02 июня 2014 года                                                      Дело № А11-8870/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  26.05.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   02.06.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.03.2014

по делу № А11-8870/2012,

принятое судьей Ушаковой Е.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Виам-Плюс» о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Виам-Плюс» - Алексеевой Н.И. по доверенности от 17.06.2013 № 17 сроком действия один год,

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области – Котовой Е.Л. по доверенности от 09.01.2014 № 3 сроком действия до 31.12.2014,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Виам-Плюс» (далее –                      ООО «Виам-Плюс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме №5488-05 от 02.08.2012 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее – ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 555 +/- 8 кв.м, кадастровый номер 33:21:010207:68, расположенного по адресу: район Вязниковский, МО город Вязники, ул. Институтская 1-а. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление устранить допущенное нарушение его прав.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество «Вязниковский льняной комбинат»

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 17.03.2014  заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с ТУ Росимущества в пользу ООО «Виам-Плюс» судебные расходы в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Управление настаивает на том, что на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке право Российской Федерации, в связи с чем он не может являться предметом договора купли-продажи.

В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Открытое акционерное общество «Вязниковский льняной комбинат» явку представителя в судебное заседание не обеспечило; в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        По делу установлено, что 13.04.2006 Управление и ОАО «Вязниковский льняной комбинат» заключили договор от № 322-ф аренды земельного участка общей площадью 172 519,7 кв.м, кадастровый номер 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1а. Срок действия договора стороны определили до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

        В результате проведения землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы земельные участки с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 кв.м, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 кв.м.

        После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 ОАО «Вязниковский льняной комбинат» обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии – в Управление с заявлением от 10.05.2012                         № 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.

        18.06.2012 Общество обратилось в Управление с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:68, приложив к соответствующему обращению документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» и подтверждающие нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Обществу на праве собственности: нежилое помещение, назначение производственное (свидетельство о государственной регистрации права от 03.05.2012 серии 33 АЛ № 353123) .

Письмом от 02.08.2012 № 5488-05 Управление отказало Обществу в предоставлении спорного земельного участка, мотивировав свой отказ отсутствием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок.

Полагая, что такое решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Виам-Плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.1, 11.3, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своего решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

        В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, исходя из анализа данного Положения, а также Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, соответствующие территориальные органы Росимущества (в данном случае – Управление Росимущества по Владимирской области) наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьями 11.3, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

        При этом внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа не должна влиять на нормы, предусмотренные федеральным законодательством, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности по принятию властно-распорядительных решений.

Следовательно, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Владимирской области, находящимися в государственной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А43-15781/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также