Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу n А11-10027/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

30 мая 2014 года                                                          Дело № А11-10027/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.05.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.03.2014

по делу № А11-10027/2013,

принятое судьей Тимчуком Н.Г.

по заявлению администрации Меленковского района Владимирской области (ОГРН 1023341069366, ИНН 3319003481602102, 602102, Владимирская область, Меленковский р-н, г. Меленки, ул. Красноармейская, д. 102)

о признании незаконным пункта 2 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области от 05.08.2013 № 24/4/16-2,

при участии:

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области – Данилова И.И. по доверенности от 28.02.2014,

и установил:

администрация Меленковского района Владимирской области (далее - администрация, заявитель)  обратилась в Арбитражный суд Нижегородской Владимирской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области (далее - Управление) от 05.08.2013 № 24/4/16-2 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решением от 07.03.2014 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования администрации.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 07.03.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании распоряжения Управления от 28.06.2013 № 24/12  уполномоченными лицами Управления в период с 26.07.2013 по 05.08.2013 в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения пункта 2, абзаца 3 пункта 4, пунктов 7, 8, 9,10,11,13 ранее выданного предписания от 05.06.2012 № 11/4/11-13 по итогам плановой проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 05.06.2012               № 8/3/8-10 по итогам плановой проверки в области гражданской обороны, срок исполнения которых истек 03.09.2012.

По результатам проверки составлен акт от 05.08.2013 № 24/12 и выдано предписание от 05.08.2013 № 24/4/16-2 об устранении нарушений, в том числе пункта 19 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 № 999 (далее - Порядок), а именно непроведение обучения  по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций персонала администрации руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Владимирской области или на курсах гражданской обороны муниципального образования.

Общество не согласилось с указанным предписанием в оспариваемой части  и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный  закон № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны (преамбула данного Закона).

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 1 Федерального  закона № 28-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального  закона № 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является обучение населения в области гражданской обороны (статья 2 Федерального  закона № 28-ФЗ).

Статьей 1 названного Закона нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне    определены как формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ установлено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.

Согласно статье 6 названного Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению к данному Положению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Одной из форм обучения в области гражданской обороны является повышение квалификации руководителей формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны (подпункт «а» пункта 3 названного приложения к Положению).

Аналогичное требование к обучению руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) изложено в пункте 19 Порядка, а именно подготовка НАСФ включает обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Заявителю вменяется несоблюдение данного пункта Порядка.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением главы Меленковского района Владимирской области от 10.08.2012 № 83-р «О создании нештатных аварийно - спасательных формирований в администрации Меленковского района» в администрации Меленковского района созданы НАСФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 28-ФЗ, подпунктом «б» пункта 5 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют, планируют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны.

В свою очередь согласно подпункту «в» пункта 5 Положения органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований.

В развитие данной нормы постановлением Губернатора Владимирской области от 07.10.2010 № 1080 утверждено Положение об организации обучения населения Владимирской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В разделе III данного Положения указано, что подготовка руководителей НАСФ Меленковского района проводится на курсах гражданской обороны округа Муром. При этом финансирование подготовки руководителей НАСФ осуществляется за счет средств местных бюджетов (раздел VI этого Положения).

В данном случае главой Меленковского района издано постановление от 29.07.2013 № 1123 «Об организации обучения работников администрации Меленковского района в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которым определено обучение руководителей НАСФ на курсах гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории округа Муром» согласно плана комплектования курсов.

Как установлено судом, во исполнение вышеуказанных норм руководители НАСФ Меленковского района прошли обучение на курсах гражданской обороны в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории округа Муром», что подтверждается договором от 11.01.2013 № 104 о порядке подготовки должностных лиц, специалистов ГО и руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций, учреждений и об оплате образовательных услуг; справками от 28.01.2014 об обучении на курсах гражданской обороны в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории округа Муром» по специальности руководителей НАСФ Меленковского района и другими материалами дела.

При этих условиях суд пришел к правомерному выводу о соблюдении администрацией требования по обучению руководителей НАСФ Меленковского района, в том числе пункта 19 Порядка.

Доводы Управления о непредставлении данных документов при проведении внеплановой проверки правомерно отклонен судом, поскольку доказательств того, что они в установленном порядке в ходе этой проверки запрашивались у администрации, в материалах дела отсутствуют.

Оценив имеющиеся в деле распоряжение от 28.06.2013 №

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу n А43-28522/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также