Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А39-2254/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

21 мая 2014 года                                                            Дело № А39-2254/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.05.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лежнева Владимира Анатольевича (ОГРН 304132435100044, ИНН 132400128378, Республика Мордовия,           г. Рузаевка)

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.01.2014

по делу № А39-2254/2013,

принятое судьей Артамоновой Л.А.

по заявлению индивидуального предпринимателя Лежнева Владимира Анатольевича

о признании незаконным отказа администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, изложенного в письме от 12.04.2013 № 1548,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Лежнева Владимира Анатольевича  – Лежнева В.А., лично,

и установил:

индивидуальный предприниматель Лежнев Владимир Анатольевич (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее – администрация района),  изложенного в письме от 12.04.2013 № 1548, в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Мордовия,                      г. Рузаевка, Привокзальная площадь, ориентир направления юго-восток в 10 м от дома № 4, об обязании администрации устранить допущенные нарушения путем проведения аукциона на право аренды данного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация городского поселения Рузаевка (далее – администрация городского поселения) и общество с ограниченной ответственностью «Континент-сервис».

Решением от 17.01.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

Предприниматель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, администрация городского поселения Рузаевка заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.01.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в газете «Рузаевская газета» от 15.02.2013 № 7 (11877) администрация городского поселения разместила информацию о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с предварительным согласованием места размещения объекта торговли по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь. Ориентир - дом № 4. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на юго-восток.

При этом указанное сообщение не содержало сведений о приеме заявок на предоставление спорного земельного участка в аренду, а также сведений о том, до какого времени указанные заявки можно подавать и куда.

06.03.2013 Предприниматель обратился в администрацию городского поселения через муниципальное бюджетное учреждение Рузаевского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Рузаевском муниципальном районе» с заявлением о предоставлении указанного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта торговли в аренду путем проведения аукциона на право аренды.

Письмом от 27.03.2013 № 868 администрация городского поселения проинформировала Предпринимателя о том, что распоряжение земельными участками из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией района, а также указала на то, что испрашиваемый земельный участок формируется с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, при этом публикация в газете «Рузаевская газета» от 15.02.2013 № 7 носит информационный характер и оповещает землевладельцев и арендаторов земельных участков, имеющих общие границы с запрашиваемым земельным участком, о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

12.03.2013 Предприниматель с аналогичным заявлением обратился в администрацию района.

В письме от 12.04.2013 № 1548 администрация района сообщила Предпринимателю о том, что место размещения объекта торговли по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, Ориентир дом № 4, предварительно согласовано лицу, первому обратившемуся с заявлением, при этом нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено право органа местного самоуправления после предварительного согласования места размещения объекта одному лицу передавать земельный участок на торги при поступлении впоследствии заявок от других лиц.

Расценив данное письмо как отказ в предоставлении земельного участка в аренду, который нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001       № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Следовательно, орган местного самоуправления в силу прямого указания закона наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей их включения в гражданский оборот.

Судом первой инстанции установлено, что согласно копиям кадастрового паспорта земельного участка от 14.03.2013 № 13/2013-25867 о земельном участке с кадастровым номером 13:25:0105080:1136 сведения о регистрации прав на испрашиваемый земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствовали.

С учетом Положения о регулировании земельных отношений на территории Рузаевского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14.05.2009 № 14/259, является обоснованным вывод суда о том, что Предприниматель правомерно обратился именно в администрацию района как к уполномоченному органу по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ранее  обращения заявителя, а именно 14.06.2012 в администрацию района обратилось общество с ограниченной ответственностью «Континент-сервис» (далее – ООО «Континент-сервис»), которое, будучи субарендатором части земельного участка площадью 560 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, между домами № 2 и № 4, предоставленного для строительства торгового здания, на основании договора субаренды № ЦРИ/4/СА/5720/11/000190, заключенного 01.03.2011 с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», просило выделить дополнительный земельный участок площадью 800 кв.м для строительства торгового центра и благоустройства прилегающей территории, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Привокзальная площадь, между ФГУП «Почта» и Отделением Рузаевской железной дороги и информационным стендом.

Письмом от 13.07.2012 № 2942 администрация района сообщила о предварительном согласовании возможности формирования земельного участка, указав, что окончательное решение будет принято после получения положительных заключений и согласований.

19.11.2012   между ООО «Континент-сервис» и ООО «Проект Республики Мордовия» были заключены договоры на создание проектной продукции (перенос водопроводных сетей, перенос сетей кабельных ЛЭП-0,4 кВ, перенос сетей телефонной канализации), которые последним разработаны.

05.02.2012   специально созданной администрацией комиссией произведен выбор земельного участка площадью 610,0 кв.м для размещения объекта торговли по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, ориентир дом № 4. Участок находится примерно в 10,0 м от ориентира по направлению на юго-восток, категория земель: земли населенных пунктов, для предоставления в аренду, о чем составлен акт. В акте о выборе земельного участка от 05.02.2013 указано, что размещение на испрашиваемом земельном участке объекта торговли возможно с выносом подземных инженерных коммуникаций и дальнейшим предоставлением в аренду.

Постановлением главы администрации района от 06.02.2013 № 167 утверждена схема расположения земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане кадастрового квартала 132:25:0105080 площадью 610,0 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь. Ориентир дом № 4.

Постановлением администрации района от 22.02.2013 № 290 (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации района от 03.04.2013 № 604) предварительно согласовано место размещения объекта торговли ООО «Континент-сервис» на испрашиваемом земельном участке и утвержден акт выбора испрашиваемого земельного участка от 05.02.2013.

Постановлением администрации от 22.08.2013 № 1354 спорный земельный участок предоставлен ООО «Континент – сервис» в аренду сроком на 3 года.

27.08.2013 между администрацией и ООО «Континент – сервис» заключен договор аренды земельного участка № 47-13, на основании которого Обществу предоставлен в аренду сроком на 3 года испрашиваемый земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, площадью 610 кв.м с кадастровым номером 13:25:0105080:1136 для размещения объекта торговли по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь. Ориентир дом № 4.

Таким образом, при заключении в установленном порядке договора аренды публично - правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административные акты исполнены) и между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.

В сложившейся ситуации рассмотрение вопроса о правомерности отказа Предпринимателю о выделении в аренду земельного участка возможно лишь при проверке существующего основания владения (гражданско-правовой сделки), в процессе которой истец вправе ссылаться на недействительность ненормативных правовых актов (решений, действий) и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства. Законность заключенной сделки не должна и не может оцениваться судом в рамках данного разбирательства.

Судом установлено, что договор аренды от 27.08.2013 № 47-13 зарегистрирован в установленном законом порядке 04.09.2013 (номер регистрации 13-13-07/031/2013-059).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997                            № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения),

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А43-17540/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также