Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А43-23525/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                   

07 апреля 2014 года                                                     Дело №А43-23525/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  01.04.2014.

В полном объеме постановление изготовлено    07.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Смирновой И.А., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» (ОГРН 1055238038316; ИНН 5260148520, г.Нижний Новгород) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2013 по делу №А43-23525/2013, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» –                        Климов А.М. по доверенности от 30.12.2013 №22, Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – Савин И.И. по доверенности от 18.11.2013 №120 и Солдатова О.В. по доверенности от 18.11.2013 №115.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В период с 18.09.2013 по 16.10.2013 на основании приказа заместителя руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Управление, административный орган) от 16.09.2013 №04/05-14/300 проведена внеплановая выездная проверка открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» (далее - ОАО  «НСК», Общество, заявитель) с целью государственного контроля и надзора за соблюдением обществом требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования.

Основанием для  проведения внеплановой проверки  послужила  информация от гражданина о реализации Обществом некачественной электроэнергии по адресу: Нижегородская область, г. Балахна, ул. Черепичная д.5а.

В ходе проверки установлено, что с 27.09.2013 по 03.10.2013 Общество осуществило реализацию (продажу) электрической энергии на розничном рынке по адресу: Нижегородская область, г. Балахна, ул. Черепичная д.5а, с показателями качества электрической энергии не соответствующими обязательным требованиям пунктов 5.2 , 5.7, 5.4.2 ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее - ГОСТ 13109-97) по установившемуся отклонению напряжения, длительности провалов напряжения, коэффициенту гармонической составляющей напряжения.

По результатам проверки составлен акт от 11.10.2013 №178-13.

Усмотрев в деянии Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Ф, Кодекс), административный орган 11.10.2013 составил протокол об административном правонарушении №178-13/1 и направил материалы проверки в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2013  Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Заявитель считает, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является сетевая организация, а не гарантирующий поставщик.

Общество  считает, что оно может нести  перед потребителем гражданско-правовую ответственность в рамках договора  энергоснабжения,  административная ответственность гарантирующего поставщика  перед потребителем законодательством не  предусмотрена.

При этом заявитель отмечает, что Общество систематически обращалось в адрес сетевой организации с требованиями восстановить энергоснабжение надлежащего качества, административный орган в рамках проведенной проверки  не исследовал вопрос о причинах в отклонении качества электроэнергии,   поэтому   вина  ОАО «НСК» в  поставке потребителю электроэнергии, не соответствующей  требованиям ГОСТ 13109-97, не доказана.

В дополнении к апелляционной жалобе Общество ссылается на   то, что  в 2013 году им приняты  обязательства по соблюдению  ГОСТ Р 54149-2010, а не ГОСТ 13109-97, что  подтверждено решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2012 по делу № А43-26701/2011.

Заявитель  обращает внимание суда  на то, что до настоящего  времени  технические регламенты, устанавливающие  требования к электрической энергии не приняты, а положения   ГОСТ Р 54149-2010 и  ГОСТ 13109-97  применяются организациями добровольно. Считает, что  событие  вменяемого административного правонарушения в действиях (бездействии)  ОАО «НСК»  Управлением не доказано.

ОАО  «НСК»  полагает, что Управлением не доказано наличие в действиях (бездействии) Общества  состава вмененного административного правонарушения.

Ссылаясь на часть 6 статьи 12 и часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), Общество полагает, что административным органом допущены грубые нарушения в части привлечения к проведению проверки экспертной организации, состоящей в договорных отношениях с ОАО «НСК».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию Общества.

Управление в отзыве и дополнении к нему просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.

В судебном заседании представители Управления поддержали позицию административного органа.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к жалобе, отзыве и дополнении к отзыву, возражениях к отзыву, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Управления, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6  статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие требования технических регламентов, обязательные требования государственных стандартов.

На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ) до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.

На момент совершения рассматриваемого административного правонарушения действовал ГОСТ 13109-97, содержащий обязательные требования к электрической энергии.

Нормы, установленные настоящим стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных:

- исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями (ураган, наводнение, землетрясение и т.п.);

- непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии (пожар, взрыв, военные действия и т.п.);

- условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.

Нормы, установленные настоящим стандартом, подлежат включению в технические условия на присоединение потребителей электрической энергии и в договоры на пользование электрической энергией между электроснабжающими организациями и потребителями электрической энергии.

При этом для обеспечения норм стандарта в точках общего присоединения допускается устанавливать в технических условиях на присоединение потребителей, являющихся виновниками ухудшения КЭ, и в договорах на пользование электрической энергией с такими потребителями более жесткие нормы (с меньшими диапазонами изменения соответствующих показателей КЭ), чем установлены в настоящем стандарте.

По согласованию между энергоснабжающей организацией и потребителями допускается устанавливать в указанных технических условиях и договорах требования к показателям КЭ, для которых в настоящем стандарте нормы не установлены.

Согласно статье 2 Закона №184-ФЗ под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со статьей 13 и пунктами 1, 2 статьи 15 Закона                   №184-ФЗ к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона №184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Анализ указанной нормы позволяет говорить о том, что Закон                     №184-ФЗ не допускает возможности обязательной силы актов, относящихся к ведомственному нормотворчеству в области установления обязательных требований к объектам технического регулирования.

Исключение из этого правила составляют подлежащие обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ, который гласит, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

ГОСТ 13109-97 является национальным стандартом (а не техническим регламентом), действие которого  подпадает под пункт 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ, поскольку  его  требования  направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А43-25596/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также