Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А38-5081/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                               

02 апреля 2014 года                                                            Дело № А38-5081/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014

по делу № А38-5081/2013,

принятое судьей Камаевой А.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Контакт» (ОГРН 1021200753188, ИНН 1215013114, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133)

о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,

без участия лиц,

и установил:

открытое акционерное общество «Контакт» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее – Территориальное управление), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность Обществу земельного участка площадью 14 982 кв.м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133; об обязании Территориального управления устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, а также подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка по цене продажи в размере               2,5 % от его кадастровой стоимости.

Решением от 22.01.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования заявителя.

Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.01.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит отдельно стоящее здание -  корпус № 2, литер С,С1,С2, общей площадью 5349,9 кв.м, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, горой Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, 133 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.12.2002 серии 12 АА № 0072040).

Данный объект недвижимости приватизирован на основании Плана приватизации Марийского завода «Контакт» им. 50-летия СССР, утвержденного постановлением Госкомимущества Республики Марий Эл от 12.08.1993 № 144 и акта оценки стоимости зданий и сооружений от 01.07.1992.

При этом спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 80 580 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015.

На основании распоряжения Территориального управления от 20.05.2004 № 66 между Территориальным управлением и Обществом был заключен договор аренды № 23Ф земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0015, площадью 80 580 кв.м, с разрешенным использованием: «для размещения производственной базы».

Распоряжением Территориального управления от 21.06.2007 № 313 земельный участок с кадастровым номером 12:05:0901003:0015 разделен на два само­стоятельных земельных участка: площадью 5030 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:60 и площадью 75 551 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:61.

Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 12:05:0901003:61 был разделен на три самостоятельных участка: площадью 59 791 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:86, площадью 778 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:88 и площадью 14 982 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:87.

Кроме того, земельный участок площадью 80 580 кв.м с кадастровым номе­ром 12:05:0901003:0015 был образован из земельного участка площадью 105 900 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:4, который был предостав­лен заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 26.12.1997 № 4372 и свидетельства на право постоянного владения земельным участком от 04.12.1998 № 825.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок из зе­мель населенных пунктов площадью 14 982 кв.м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенный по адресу: Республика Марий Эл,              г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 18.11.2013 серии 12-МР № 864744).

18.09.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 14 982 кв.м, кадастровый номер 12:05:0901003:87, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, в собственность.

Указанное заявление Общества о приобретении прав на земельный участок и приложенные к нему документы Территориальное управление письмом от 24.09.2012 № 09-3461 направило в Росимущество для получения соответствующего поручения.

Письмом от 30.11.2012 Территориальное управление возвратило Обществу комплект документов на доработку, указав на невозможность рассмотрения вопроса о приватизации земельного уча­стка в связи с тем, что не представлены все документы, на основании которых было принято решение о разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 12:05:0901003:0061 в предложенных площадях и границах, а в представленном кадастровом паспорте на земельный участок содержались све­дения об ипотеке участка.

Письмом от 07.02.2013 № 02-362 Территориальное управление повторно напра­вило комплект документов Общества в Росимущество.

Рассмотрев направленные документы, Росимущество в письме от 07.06.2013 № ПП-10/25925 указало на отсутствие всех документов, на основании которых было принято решение о разделе исходного земельного уча­стка с кадастровым номером 12:05:0901003:0061, в связи с чем повторно возвратило пакет документов в Территориальное управление на доработку.

После устранения замечаний, изложенных в письмах Росимущества от 30.11.2012 № ПП-10/55145 и от 07.06.2013 № ПП-10/25925, Территориальное управление вновь направило пакет документов на приватизацию спорного земельного участка, однако ответа так и не последовало.

Посчитав бездействие Территориального управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).

Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке с  кадастровым номером 12:05:0901003:87, площадью 14 982 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Карла Маркса, д. 133, образованного в результате раздела земельного участка площадью 80 580 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:0015, который в свою очередь образован из земельного участка площадью 105 900 кв.м с кадастровым номером 12:05:0901003:4, предостав­ленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, обладает исключительным правом на приватизацию спорного земельного участка.

Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А11-5155/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также