Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А43-22034/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                     

02 апреля 2014 года                                                      Дело № А43-22034/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2013

по делу № А43-22034/2013,

принятое судьей Сандовой Е.М.

по заявлению индивидуального предпринимателя Стрельцова Дмитрия Владимировича (ОГРН 307522233200011, ИНН 522203921720,                               г. Н. Новгород)

о признании незаконными решений администрации города Нижнего Новгорода от 17.07.2013, о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода и Городской Думы города Нижнего Новгорода,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Стрельцова Дмитрия          Владимировича – Никитиной Т.Ю. по доверенности от 20.01.2014;

от администрации города Нижнего Новгорода – Шайфлер Е.В. по доверенности от 09.01.2014 № 04/Д, Аринцевой О.Н. по доверенности от 09.01.2014 № 06/Д, Бариновой Н.В. по доверенности от 09.01.2014 № 05/Д;

от муниципального казенного учреждения «Рекламная служба города Нижнего Новгорода» - Шайфлер Е.В. по доверенности от 19.11.2013, Бариновой Н.В. по доверенности от 11.03.2014,

и установил:

индивидуальный предприниматель Стрельцов Дмитрий Владимирович (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений администрации города Нижнего Новгорода (далее – администрация) от 17.07.2013 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций № 1 и № 2 (щиты размером 6,00х3,00 м) по адресу: г. Н. Новгород, дер. Кузнечиха, д. 135, у дома, сроком на 5 лет, об обязании администрации выдать Предпринимателю указанные разрешения; о признании незаконным бездействия администрации и Городской Думы города Нижнего Новгорода (далее – Городская Дума) по рассмотрению заявления Предпринимателя о включении рекламных конструкций № 1 и              № 2 (щиты размером 6,00х3,00 м) по адресу: г. Н. Новгород, дер. Кузнечиха,              д. 135, у дома, в Схему размещения рекламных конструкций, утвержденную решением Городской Думы от 12.12.2012 № 206, и обязании Городской Думы включить указанные рекламные конструкции в данную Схему размещения рекламных конструкций.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечено муниципальное казенное учреждение «Рекламная служба города Нижнего Новгорода» (далее – Учреждение).

Решением от 06.12.2013 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил требования заявителя, признал незаконными решения администрации от 17.07.2013 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций № 1 и № 2 и обязал администрацию выдать Предпринимателю указанные разрешения, в остальной части требований отказал.

Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворенных Предпринимателю требований и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его в указанной части отменить по основаниям, изложенным в жалобе и дополнении, и принять по делу новый судебный акт.

Представители администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.

Представитель Предпринимателя в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Представитель Учреждения в судебном заседании просил решение суда в обжалуемой администрацией части отменить и принять по делу новый судебный акт.

Городская Дума, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда в части удовлетворения требований заявителя отменить и принять по делу новый судебный акт, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.03.2014 объявлялся перерыв до 15 час. 45 мин. 26.03.2014.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2013 в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 20.05.2013  Предприниматель обратился в администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций № 1 и № 2 (щиты размером 6,00 м x 3,00 м) по адресу: г. Н.Новгород, дер. Кузнечиха, д. 135, у дома.

Решениями от 17.07.2013 администрация в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры в соответствии с пунктами 2 и 4 части 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) отказала Обществу в выдаче указанных разрешений, указав, что установка рекламных конструкций приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки г. Н.Новгорода, а также в связи с несоответствием установки рекламных конструкций Схеме размещения рекламных конструкций (пункт 6.4.1.3 решения Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 19.09.2012 № 119 «О Правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Нижнем Новгороде»).

Посчитав, что решения администрации об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о  рекламе.

Подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пункта 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, установлено, что к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, разделу 2 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации, утвержденного постановлением администрации от 21.06.2011 № 2376, Департамент образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности. Департамент является структурным подразделением администрации города; основными целями и задачами его деятельности в том числе являются: участие в формировании и проведении градостроительной политики администрации; регулирование градостроительной деятельности на территории городского округа город Нижний Новгород в пределах полномочий, установленных действующим законодательством; обеспечение условий осуществления градостроительной деятельности на территории городского округа в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности; обеспечение благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории города Нижнего Новгорода.

Поскольку оспариваемые решения подписаны исполняющим обязанности директора Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации, данные решения приняты уполномоченным органом.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Как предусмотрено в части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

К указанному в части 9 этой статьи заявлению прилагаются данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе (часть 11 статьи 19 Закона о рекламе).

На основании части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А38-4116/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также