Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А38-4297/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                                     

02 апреля 2014 года                                                        Дело № А38-4297/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                         администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район»

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.01.2014

по делу № А38-4297/2013,

принятое судьей Камаевой А.В.

по заявлению администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район»

о признании недействительными пунктов 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 28.06.2013 по делу № 02-11/13-13,

без участия лиц,

и установил:

администрация муниципального образования «Звениговский муниципальный район» (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Управление, антимонопольный орган) от 28.06.2013 по делу № 02-11/13-13.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Яшин Николай Александрович (далее – Яшин Н.А.).

Решением от 16.01.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал заявителю в удовлетворении требований.

Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, администрация заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.01.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в ходе проведения Управлением в отношении администрации плановой проверки выявлены следующие обстоятельства.

05.11.2009 Яшин Н.А. обратился к главе администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории примерной площадью 819 кв.м для размещения нежилого здания – склада.

Постановлением администрации от 13.11.2009 № 1198 на кадастровой карте Звениговского района утверждена схема расположения зе­мельного участка площадью 819,0 кв.м для размещения нежилого здания - склада, месторасположение земельного участка: Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигово, в западной части кадастрового квартала 12 14 2501002.

В газете «Звениговская неделя» от 13.11.2009 № 46 (9131) администрацией опубликовано объявление о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площа­дью 819,0 кв.м для размещения нежилого здания – склада, месторасположение земельного участка: Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигово, в западной части кадастрового квартала 12 14 2501002.

25.05.2010 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 12:14:2501002:414. При этом заявление о поста­новке на государственный кадастровый учет подано 27.09.2010 Яшиным Н.А.

27.09.2010 Яшин Н.А. обратился в администрацию с заявлением о предвари­тельном согласовании земельного участка под строительство нежилого здания - склада площадью 819,0 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигово, в западной части кадастрового квартала 12 14 2501002.

Постановлением администрации от 27.09.2010 № 764 Яшину Н.А. предварительно согласовано место размещения нежилого помещения - склада на земельном участке, расположенном по адре­су: Республика Марий Эл, Звениговский район, Звениговский район, г. Звенигово, в западной части кадастрового квартала 12 14 2501002, утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства от 27.09.2010.

Ранее 23.09.2010 Яшин Н.А. обратился в администрацию с заявлением о предос­тавлении в аренду земельного участка площадью 819 кв.м. для размещения нежилого здания - склад, расположенного по адресу; Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигово, в западной части кадастрового квартала 12:14:2501002.

Постановлением администрации от 06.10.2010 № 812 спорный земельный участок предоставлен Яшину Н.А. в аренду для строительства нежилого здания - склад сроком до одного года с 23.09.2010 по 21.09.2011.

Во исполнение указанного постановления между администрацией и Яшиным Н.А. заключен договор аренды от 06.10.2010 № 144 спорного земельного участка, который передан Яшину Н.А. по акту приема-передачи.

Впоследствии сроки аренды спорного земельного участка неоднократно продлевались путем подачи Яшиным Н.А. соответствующих заявлений, вынесения администрацией постановлений и заключения договоров аренды земельного участка на новый срок.

 Изучив приведенные обстоятельства, Управление пришло к выводу о том, что Яшину Н.А. был предостав­лен в аренду для строительства нежилого здания - склад сроком до одного года с 23.09.2010 по 21.09.2011 земельный участок с кадастровым номером 12:14:2501002:414, общей площадью 819,0 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигово, в западной части кадастрового квартала 12 14 2501002, без проведения торгов.

По результатам рассмотрения возбужденного на этом основании дела № 02-11/13-13 антимонопольным органом принято решение от 28.06.2013-*, которым в действиях администрации признан факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части предварительного согласования и передачи Яшину Н.А. сформированного земельного участка в аренду для строительства нежилого здания (пункт 1); в связи с расторжением договора аренды комиссией решено предписание не выдавать (пункт 2); решено передать материалы дела соответствующе­му должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении администра­тивного производства (пункт 3).

Администрация не согласилась с решением антимонопольного органа и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим.

Для квалификации действий субъекта права по указанной норме необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности антимонопольным органом в действиях администрации нарушения час­ти 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.

Судом установлено, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении муниципального образования Звениговского района Республики Марий Эл, является администрация.

В соответствии со статьей 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предвари­тельным согласованием места размещения объекта определен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и состоит из выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предвари­тельном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении зе­мельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного када­стрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными в статье 32 назван­ного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, об­ращаются

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А43-38298/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также