Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А43-14785/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                          

02 апреля 2014 года                                                       Дело № А43-14785/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2012

по делу № А43-14785/2012,

принятое судьей Ивановым А.В.

по заявлению индивидуального предпринимателя Малинина Александра Ивановича

о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в предоставлении в собственность земельного участка,

без участия лиц,

и установил:

индивидуальный предприниматель Малинин Александр Иванович (далее – ИП Малинин А.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), содержащегося в письме от 13.02.2012 № АБ-07/1947, в предоставлении в собственность заявителя земельного участка площадью 4019 кв.м с кадастровым номером 52:18:0020107:41, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу ориентира: г. Нижний Новгород, Московский район, ул. Чаадаева, д. 1 (литеры РР, ХХ); об обязании Управления в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда издать распорядительный акт, подготовить соответствующий проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка по цене из расчета     2,5 % его кадастровой стоимости и направить такой проект заявителю вместе с предложением о заключении договора.

Решением от 07.12.2012 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Предпринимателя.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 производство по настоящему делу было приостановлено до определения правопреемника ИП Малинина А.И. в связи с его смертью.

Определением от 27.02.2014 Первый арбитражный апелляционный суда по ходатайству правопреемника ИП Малинина А.И. - индивидуального предпринимателя Малинина Сергея Александровича (далее – ИП     Малинин С.А.) возобновил производство по настоящему делу.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

По ходатайству ИП Малинина С.А. суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальное правопреемство ИП Малинина А.И. на ИП Малинина С.А. с учетом представленных документов: свидетельств о праве на наследство по закону от 23.09.2013 серии 52-АА № 1347260 и серии 52-АА № 1347261, а также свидетельств о государственной регистрации права от 01.11.2013 серии 52-АЕ № 199416 и серии 52-АЕ                      № 199415.

ИП Малинин С.А. в отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда – оставить без изменения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 07.12.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Малинину А.И. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Московский район, ул. Чаадаева, д. 1: нежилое 2-этажное здание общей площадью 257,9 кв.м, лит. РР (свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2010 серии 52 АГ № 458300) и нежилое сборное металлическое здание Ц4 общей площадью 610 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 14.09.2010 серии 52 АГ № 458304).

Данные объекты приобретены заявителем на основании договора купли-продажи от 22.03.2004 № 99204 569 у открытого акционерного общества «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», право собственности которого возникло в порядке приватизации федерального имущества в соответствии с Планом приватизации Нижегородского государственного авиастроительного завода «Сокол» от 28.09.1994.

Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 4019 кв.м с кадастровым номером 52:18:0020107:41, ранее предоставленным открытому акционерному обществу «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» в аренду для целей эксплуатации производственно-складской базы.

В связи с переходом к заявителю прав собственности на объекты недвижимости 10.07.2006 между Управлением и ИП Малининым А.И. заключен договор аренды № 0284/18 спорного земельного участка с разрешенным использованием: «под производственно-складскую базу».

 02.12.2011 ИП Малинин А.И. обратился в Управление с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность.

Письмом от 13.02.2012 № АБ-07/1947 Управление возвратило ИП Малинину А.И. комплект документов, указав со ссылкой на пункт 7 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475, и пункт 3 статьи 33 Земельного Кодекса Российской Федерации на то, что ИП Малинин А.И. не предоставил документы, обосновывающие целесообразность предоставления  рассматриваемого земельного участка в указанных границах.

Посчитав действия Управления по возврату документов без принятия решения фактическим отказом в предоставлении земельного участка в собственность не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Малинин А.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, предусмотрено осуществление территориальным органом полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Следовательно, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.

В соответствии с частью 2 статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Аналогичные правила содержатся в пункте 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Пунктом 1 статьи 36 Кодекса установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А79-1368/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также