Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А79-4422/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                              Дело № А79-4422/2007

“03” апреля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «27» марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «03» апреля 2008 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Аксёновой Г.А., судей Казаковой Н.А., Насоновой Н.А. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дергоусовой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.11.2007 по делу №А79-4422/2007, принятое судьей Яхатиной С.Ю., по иску открытого акционерного общества «Спецмонтажгаз», г. Чебоксары, к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары, с участием третьих лиц, открытого акционерного общества «Чувашсетьгаз», г. Чебоксары, Министерства финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары, о взыскании 3 579 816 руб.,

при участии:

от заявителей:

от Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики –  представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление №7309),

от Министерства финансов Чувашской Республики – представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление №7308),

от истца (ОАО «Спецмонтажгаз») – Менькова В.Б. по доверенности от 10.01.2008 (сроком действия до 01.05.2008), Кузнецова А.В. по доверенности от 10.01.2008 (сроком действия до 01.05.2008),

от третьего лица (ОАО «Чувашсетьгаз») - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление №7313),

У С Т А Н О В И Л:

 

открытое акционерное общество «Спецмонтажгаз», г. Чебоксары, (далее – ОАО «Спецмонтажгаз»), обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к  Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о взыскании задолженности за выполненные работы по строительству газораспределительных сетей в рамках государственного контракта от 22.07.2003 №Д13-4 по объекту «Газопровод высокого и низкого давления              с. Кудеиха, Шадриха, д.Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики (10 и 11 этапы)» в сумме 3 579 816 руб.

Определениями Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.07.2007 и от 02.11.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество «Чувашсетьгаз», г. Чебоксары, и Министерство финансов Чувашской Республики.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.11.2007 исковые требования удовлетворены; с Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в пользу ОАО «Спецмонтажгаз» взыскано 3 579 816 руб. долга и в доход федерального бюджета государственная пошлина, уменьшенная судом до 500 руб.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, заявитель апелляционной жалобы, не согласилось с принятым по делу решением и просит его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Основания для отмены судебного акта, по мнению заявителя апелляционной жалобы, сводятся к следующему.

Наличие в материалах дела протокола согласования цены не означает, что министерство заказывало тот объем работ и по той стоимости, которые указаны в протоколе, поскольку протокол появился в процессе выполнения министерством одной из своих функций – экспертизы расчетов при строительстве  и не подтверждает приемку работ.

Минстрой Чувашии акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и акты приема-передачи работ 10-11 этапов стоимостью 3 579 816 руб. не подписывал.  В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих потребительскую ценность работ для министерства.

Государственным контрактом выполнение работ 10-11 этапов стоимостью 3 579 816 руб. руб. не предусмотрено. Обязанность министерства принять по акту приема-передачи объект в соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.2.1 государственного контракта возникает только на объем работ, определенных государственным контрактом. Приемка работ в большем объеме невозможна, поскольку отсутствует соответствующее бюджетное финансирование.

Следовательно, обязательство по приемке и оплате работ 10-11 этапов у Министерства  градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики отсутствует.

Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что ввод газораспределительной сети в эксплуатацию без выполнения объемов работ 10-11 этапов строительства невозможен.

Министерство финансов Чувашской Республики, заявитель апелляционной жалобы, также не согласилось с принятым по делу решением и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Министерство финансов Чувашской Республики в апелляционной жалобе изложило те же доводы, по которым оспаривается судебный акт Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.

Истец, возражая против доводов заявителей апелляционных жалоб, сослался на их несостоятельность.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, открытое акционерное общество «Чувашсетьгаз» и Министерство финансов Чувашской Республики явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителей апелляционных жалоб, арбитражный суд второй инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.05.2003 №108 «Об утверждении дополнительных объемов работ по газификации населенных пунктов Чувашской Республики на 2003 год» предусмотрено увеличение объемов работ по газификации населенных пунктов Чувашской Республики на 2003 год.

22.07.2003 Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики (государственный заказчик) и ОАО «Спецмонтажгаз» (генеральный подрядчик) заключили государственный контракт №Д13-4 на покупку объектов газоснабжения для государственных нужд, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, по условиям которого генеральный подрядчик обязался построить газораспределительные сети высокого и низкого давления в д.д. Кудеиха, Шадриха Порецкого района Чувашской Республики за счет собственных и привлеченных средств, ввести построенный объект в эксплуатацию и передать государственному заказчику, а государственный заказчик – приобрести завершенные строительством и введенные в эксплуатацию газораспределительные сети в собственность Чувашской Республики.

Стоимость объекта газоснабжения была определена сторонами ориентировочно в сумме 9 435 740 руб. и подлежала уточнению в ходе разработки и согласования проектно-сметной документации путем оформления протокола согласования контрактной цены.

Дополнительным соглашением от 05.01.2004 в государственный контракт были внесены изменения. В частности, изменилось наименование контракта (государственный контракт на покупку объектов газоснабжения для государственных нужд, приобретаемый за счет средств республиканского бюджета) и наименование сторон (государственный заказчик и продавец). Разделы 1-7 государственного контракта были изложены в новой редакции.

По условиям государственного контракта в редакции дополнительного соглашения от 05.01.2004 продавец обязался передать государственному заказчику завершенные строительством и введенные в эксплуатацию газораспределительные сети высокого и низкого давления дд. Кудеиха, Шадриха Порецкого района Чувашской Республики, а государственный заказчик – принять объект и оплатить его по цене 9 435 740 руб. В пункте 3.1 государственного контракта предусмотрена возможность изменения (уточнения) цены.

Согласно дополнительному соглашению от 22.04.2004 цена объекта составила 25 000 000 руб., оплату за 2004 год следовало произвести в сумме 23 596 667 руб., согласно дополнительному соглашению от 09.06.2004 оплата объекта в 2004 году производится в сумме 21 247 337 руб.

Дополнительным соглашением от 23.08.2004 стороны внесли изменения в предмет контракта, определив его следующим образом: продавец обязуется  передать государственному заказчику завершенные строительством и введенные в эксплуатацию газораспределительные сети – газоснабжение с. Кудеиха, д. Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява,                                  с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики (газопровод высокого и низкого давления), а государственный заказчик – принять объект и оплатить его.

Дополнительными соглашениями от 03.11.2004, 22.12.2004, 24.12.2004, 11.01.2005, 24.02.2005, 13.04.2005, 17.10.2005, 28.11.2005, 16.01.2006 стороны вносили изменения в пункты 3.1 (цена объекта) и 4.2 государственного контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта в редакции от 16.01.2006 цена объекта (1-9 этапы строительства) составила 36 270 222 руб., включая ранее произведенные оплаты за выполненные работы по строительству объекта продавцу, а также третьим лицам в сумме 33 548 192 руб.

Указом Президента Чувашской Республики от 05.05.2004 №34 Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики было реорганизовано в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

Указом Президента Чувашской Республики от 09.09.2005 №74 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики переименовано в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.

Во исполнение условий государственного контракта продавец передал государственному заказчику по актам приема-передачи  б/д и б/н, от 17.12.2004, от 12.01.2005, от 21.02.2005, от 12.04.2005, от 14.10.2005, от 28.11.2005, от 12.01.2006 газопровод высокого давления Р=6 кгс/ куб. см и низкого давления Р=0,03 кгс/ куб. см в г. Кудеиха, д. Шадриха, д. Кожевенное, с. Сиява, с. Никольское, с. Гарт, пос. Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики стоимостью10 459 121 руб. – 1 этап, 5 792 396 руб. – 2 этап, 5 861 484 руб. – 3 этап, 8 718 881 руб. – 4 этап, 2 478 068 руб. – 5 этап, 138 242 руб. – 6 этап, 100 000 руб. – 7 этап 1 очередь, 683 830 руб. – 7 этап 2 очередь, 727 623 руб. – 8 этап, 1 310 577 руб. – 9 этап.

Общая стоимость 1-9 этапов 36 270 222 руб.

Государственный заказчик произвел оплату по платежным поручениям от 23.04.2004 №734 в сумме 7 079 000 руб., от 21.06.2004 №1039 в сумме 10 459 121 руб., от 23.12.2004 №1844 в сумме 1 588 879 руб., от 20.01.2005 №58 в сумме 1 113 001 руб., от 03.03.2005 №302 в сумме 8 718 881 руб.,  от 14.04.2005 №509  в сумме 2 478 068 руб., от 21.10.2005 №801 в сумме 138 242 руб., от 30.11.2005 №884 в сумме 100 000 руб., от 13.02.2006 №84 в сумме 2 722 030 руб.

Кроме того, в счет оплаты по государственному контракту от 22.07.2003 №Д13-4 зачтены суммы, перечисленные по платежным поручениям от 29.01.2004 №132 в сумме 684 000 руб., от 29.01.2004 №130 в сумме 679 000 руб., от 29.01.2004 №131 в сумме 510 000 руб. в качестве аванса по государственным контрактам  от 22.07.2003 №№Д13-1, Д13-2,  Д13-3 соответственно в вязи с расторжением последних.

Таким образом, оплата по государственному контракту от 22.07.2003 №Д13-4 произведена министерством в сумме 36 270 222 руб.

Поскольку ответчик акт приема-передачи объекта (10-11 этапов) не подписал, оплату не произвел, истец обратился в арбитражный суд  с иском о взыскании стоимости выполненных работ в сумме 3 579 815руб.

Отказ от оплаты ответчик мотивировал тем, что данный объем работ государственным контрактом предусмотрен не был и является дополнительным.

Оценив условия государственного контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по своей правовой природе государственный контракт от 22.07.2003 №Д13-4 является смешанным договором, содержащим элементы договоров купли-продажи и строительного подряда.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его  условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от  исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии с частью 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Из актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, составленных с участием представителей проектной и эксплуатационной

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу n А38-4921/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также