Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А43-22568/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                      

20 марта 2014 года                                                      Дело № А43-22568/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  13.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   20.03.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.12.2013

по делу № А43-22568/2013,

принятое судьей Чепурных М.Г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БАЛКУМ» (606425, Нижегородская обл., Балахнинский р-н, п. Гидроторф,                         ул. Административная, д. 1; ИНН 5244013973, ОГРН 1045206634032) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 07.08.2013 № ВМ-07/13686,

без участия лиц,

и установил:

         

общество с ограниченной ответственностью «БАЛКУМ» (далее – ООО «БАЛКУМ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее – ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 953 кв.м, кадастровый номер 52:17:0050201:4, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р.п.Гидроторф на запад, изложенного в письме от 07.08.2013 № ВМ-07/13686. Одновременно заявитель просил суд обязать ТУ Росимущества  в месячный срок со дня принятия судебного решения предоставить в собственность за плату указанный земельный участок по цене 2,5% от его кадастровой стоимости.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным оспариваемое решение ТУ Росимущества об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 953 кв.м, кадастровый номер 52:17:0050201:4, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р.п.Гидроторф на запад. В целях восстановления нарушенного права суд обязал уполномоченный орган в течение одного месяца с момента принятия настоящего решения предоставить Обществу в собственность за плату испрашиваемый земельный участок по цене 2,5% от его кадастровой стоимости. Кроме того, с уполномоченного органа взысканы в пользу заявителя судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

ТУ Росимущества настаивает на том, что Общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене по истечении установленного законодателем срока.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает несогласие с позицией уполномоченного органа, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

ТУ Росимущества и ООО «БАЛКУМ» о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 52-АД № 582621, № 582609, № 58219, № 582613, № 582617, № 582607, № 582615, № 580543, № 580544 ООО «БАЛКУМ» принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: пульпопровод, протяженностью 1215 м; линия ЛСБ-6, протяженностью 57 м; линия электропередачи 6 Кв, протяженностью 60м; сооружение надземного газопровода высокого и среднего давления ОАО «ФормМат», протяженностью 82 м; производственный водопровод, протяженностью 542 м; внутриплощадочные сети и сооружения (обогатительная промышленная установка № 1), протяженностью 261 м; внутрикарьерный железнодорожный путь, протяженностью 152 м; задние нежилое, общей площадью 1189, 3 кв.м; здание нежилое, общей площадью 567,8 кв.м; здание силосного склада обогащенного кварцевого песка (фабрика по обогащению кварцевого песка) общей площадью 469 кв.м.

Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 188 953 кв.м, кадастровый номер 52:17:0050201:4, по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р.п.Гидроторф на запад.

09.07.2013 ООО «БАЛКУМ» обратилось в ТУ Росимущества с заявлением (вх.№ 12865) с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка площадью 188 953 кв.м, кадастровый номер 52:17:0050201:4, по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости.

Письмом от 07.08.2013 № ВМ-07/13686 ТУ Росимущества уведомило Общество об отказе в принятии положительного решения по его заявлению.

Полагая, что такое решение уполномоченного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность своего решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», упомянутый федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.

 Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктами 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, предусмотрено осуществление ТУ Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации – Нижегородской области.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.

В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А43-16772/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также