Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по делу n А11-9014/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                               

13 марта 2014 года                                                            Дело № А11-9014/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 13.03.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2013

по делу № А11-9014/2012,

принятое судьей Ушаковой Е.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Вязниковский льняной комбинат» (ОГРН 1043300004274, Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1)

о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области,

при участии:

от открытого акционерного общества «Вязниковский льняной комбинат – Корчагиной Н.В. по доверенности от 09.01.2014 № 09/01;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области  – Лукашовой Н.В. по доверенности от 09.01.2014 № 2,

и установил:

открытое акционерное общество «Вязниковский льняной комбинат» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными, как не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее – Территориальное управление), выразившихся в отказе в предоставлении на праве собственности следующих земельных участков: с кадастровым номером 33:21:010207:55, площадью 1221 кв.м; с кадастровым номером 33:21:010207:62, площадью 11 821 кв.м; с кадастровым номером 33:21:010207:65, площадью 16 967 кв.м; с кадастровым номером 33:21:010207:66, площадью 27 974 кв.м; с кадастровым номером 33:21:010207:72, площадью 14 489 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд промышленности, находящихся по адресу: Вязниковский район, г. Вязники ул. Институтская, д. 1-а; об обязании Территориального управления в месячный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении на праве собственности Обществу указанных земельных участков, об обязании Территориального управления в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении Обществу в собственность за плату по договорам купли-продажи земельных участков подготовить и направить Обществу проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене продажи в размере 2,5 % от кадастровой стоимости каждого из земельных участков.

Решением от 31.12.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования заявителя.

Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Территориального управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между Территориальным управлением и Обществом был заключен договор от 13.04.2006 № 322-ф аренды земельного участка общей площадью          172 519,7 кв.м с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1А, сроком до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

В результате проведения по инициативе Общества землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 образованы земельные участки:                               с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 кв.м,                        с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 кв.м,                        с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 кв.м,                        с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 кв.м,                    с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 кв.м,                    с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 кв.м,                      с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 кв.м,                    с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 кв.м,                  с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 кв.м,                     с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 кв.м,                с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 кв.м,                    с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 кв.м,                    с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 кв.м,                    с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 кв.м,              с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 кв.м,                        с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 кв.м,                       с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 кв.м,                       с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 кв.м. 

После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 Общество обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии – в Территориальное управление с заявлением от 10.05.2012 № 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.

22.05.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлениями о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 33:21:010207:55, 33:21:010207:62, 33:21:010207:65, 33:21:010207:66, 33:21:010207:72, приложив к обращениям соответствующие документы, в том числе подтверждающие нахождение на этих земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, а именно: здание электроподстанции общей площадью  328,7 кв.м, инв. № 15158, лит. Ш; здание газораспределительного пункта  общей площадью 40,6 кв.м, инв. № 15158, лит. Щ; здание центральной котельной общей площадью 4242,8 кв.м, инв. № 15158, лит. ГГ1Г2; здание кузницы ткацкого цеха общей площадью 37,4 кв.м, инв. № 15158, лит. У; здание производственного корпуса ткацкого цеха общей площадью                       9237,2 кв.м, инв. № 15158, лит. В; здание отделочного производства общей площадью 16 157,4 кв. м, инв. № 15158:20:0201, лит. Б-Б1; здание производственного помещения общей площадью 19 346 кв.м  (свидетельства о государственной регистрации права от 17.06.2005 серии 33 АГ № 039794; от 01.06.2005 серии 33 АГ № 039666; от 30.05.2005 серии 33 АГ № 039526; от 16.06.2005 серии 33 АГ № 039791; от 30.05.2005 серии 33 АГ № 039525; от 01.09.2012 серии 33 АЛ № 464001; от 05.04.2012 серии 33 АЛ № 394472 соответственно).

 Письмом от 25.05.2012 № 3753-05, направленным в адрес заявителя в августе 2012 года и полученным последним 24.08.2012, Территориальное управление отказало Обществу в предоставлении спорных земельных участков, мотивировав свой отказ отсутствием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.

Посчитав данные действия не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Следовательно, Общество обратилось с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Владимирской области, находящимися в государственной собственности.

Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по делу n А43-17812/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также