Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А79-14325/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

05 марта 2014  года                                                      Дело № А79-14325/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.03.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.11.2013

по делу № А79-14325/2011,

принятое судьей Павловой О.Л.

по заявлению Чувашской республиканской общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики»

о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Чебоксары,

при участии:

от Чувашской республиканской общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» - Солдатовой И.П. по доверенности от 24.01.2014;

от администрации города Чебоксары – Борисова А.В. по доверенности от 30.12.2013 № 29/01-8919, Красновой М.П. по доверенности от 31.12.2013                   № 29/01-8917, Яхатина С.А. по доверенности от 30.12.2013 № 29/01-8918,

и установил:

Чувашская республиканская общественная организация «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» (далее – ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз», заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Чебоксары (далее – администрация),  выразившихся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей г. Чебоксары, утверждающего акты выбора земельного участка под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей от 31.12.2010 № 259, от 28.03.2011 № 259/1 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей от 17.05.2011, незаконным отказа администрации в предварительном согласовании места размещения промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей, оформленного письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации от 08.12.2011 № 4949/4385; об обязании администрации устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей г. Чебоксары, утверждающего акты выбора земельного участка под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей от 31.12.2010 № 259, от 28.03.2011 № 259/1 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей от 17.05.2011.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации, общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Базальтон» (далее – ООО НПП «Базальтон»), общество с ограниченной ответственностью «ТехСтройИнвест».

Решением от 18.11.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования заявителя.

Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представители администрации в судебных заседаниях 19.02.2014 и 26.02.2014 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» в судебном заседании 19.02.2014, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

ООО «НПП «Базальтон» в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 19.02.2014 проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.02.2014 объявлялся перерыв до 8 час. 30 мин. 26.02.2014.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.11.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей администрации и ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз», суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 10.11.2011 ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью около 4,5 га под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по проспекту Тракторостроителей согласно прилагаемой выкопировке.

02.12.2010 в газете «Чебоксарские новости» № 3131 опубликовано сообщение о предполагаемом предоставлении земельного участка по проспекту Тракторостроителей в г. Чебоксары (напротив городской свалки) на основании заявки ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» от 10.11.2011 под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов.

В соответствии с заявкой ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» от 10.11.2010 комиссией на основании постановления главы администрации от 07.07.2009 № 155 выдан акт от 31.12.2010 № 259 выбора земельного участка под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей. Согласно данному акту осуществлен выбор земельного участка под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей, ограниченного с севера, востока и запада – территорией ОАО «Промтрактор», с юга – территорией АО «Дизельпром».

Впоследствии на основании акта выбора земельного участка под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей от 28.03.2011 № 259/1 вариант выбора земельного участка был уточнен и согласован главным архитектором г. Чебоксары и заместителем главы администрации.

17.05.2011 администрацией выдана и согласована схема расположения земельного участка.

10.10.2011 заявитель обратился в администрацию с заявлением о разъяснении причин длительного рассмотрения его заявления об утверждении актов выбора и схемы расположения земельного участка.

Рассмотрев по поручению администрации обращение ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» от 10.10.2011                  № 113 об утверждении актов выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение промышленного предприятия и комплекса коммунально-складских объектов по пр. Тракторостроителей, Управление архитектуры и градостроительства администрации письмом от 08.12.2011 № 4949/4385 сообщило ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» о том, что главой администрации принято решение о выставлении данного земельного участка на аукцион, который будет проводиться Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом; при желании ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» может сформировать необходимый пакет исходно-разрешительной документации на земельный участок для последующего выставления на торги (конкурс, аукцион).

Посчитав оспариваемые действия (бездействие) и отказ администрации незаконными и нарушающими ее права и законные интересы, ЧРОО «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

 При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (пункт 5 статьи 30 Кодекса).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).

В пунктах 5 и 6 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

После определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Кодекса проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

Как установил суд первой

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А43-1662/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также