Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу n А39-2767/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт

г. Владимир

20 февраля 2014 года                                            Дело № А39-2767/2013

Резолютивная часть постановления  объявлена 13.02.2014.

Полный текст постановления изготовлен 20.02.2014.

       Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,

судей Насоновой Н.А., Казаковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокиной С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Мордовия и общества с ограниченной ответственностью «ГРИН»  на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2013, принятое судьей Бобкиной С.П. , по делу № А39-2767/2013  по иску общества с ограниченной ответственностью «ГРИН» (Самарская область, г. Тольятти, ул. Офицерская, дом 14, ОГРН 1036300993167, ИНН 20.01.2003) к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республике Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, дом 33, корпус 1, ОГРН 1021300974881, ИНН 1300050318, дата регистрации в качестве юридического лица 13.07.2008 ) о взыскании задолженности в сумме 1 378 646 руб. 34 коп., неустойки в сумме 191 878 руб., убытков в сумме 3 464 670 руб. 38 коп.

        В судебном заседании принимали участие представители:

от заявителя – Министерства финансов Республики Мордовия – представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (почтовые уведомления №99775, 14047);

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «ГРИН» - Щетинин Ю.А. по доверенности от 05.09.2013 (сроком на 1 год), Степанишин С.И. по доверенности от 03.02.2014 (сроком на 1 год);

от ответчика - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия  – представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (почтовое уведомление №14046).

      Общество с ограниченной ответственностью «ГРИН» обратилось в суд с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республике Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту №0109200002412001260-0008852-01 от 11.07.2012  в сумме 5 207 001 руб., неустойки в сумме 191 878 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 157 707 руб. 94 коп., убытков сумме 3 700 179 руб. 44 коп.

Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования, как по сумме исковых требований, так и по составу ответчиков. В окончательном виде  указал ответчиками по делу Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Республику Мордовию в лице Министерства финансов Республики Мордовия, просил взыскать задолженность по государственному контракту №0109200002412001260-0008852-01 от 11.07.2012  в сумме 1378 646 руб. 34 коп., неустойку за период с 18.01.2013 по 31.05.2013  в сумме 191 878 руб., убытки в сумме 3 464 670 руб. 38 коп.

         Решением суда от 11.11.2013 с Республики Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «ГРИН» взыскана задолженность в сумме 1 061 901 руб. 34 коп., неустойка в сумме 191 878 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 11 995 руб. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Мордовия и общество с ограниченной ответственностью «ГРИН» обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

  Министерство финансов Республики Мордовия считает, что в спорных отношениях  от имени Республики Мордовия должно выступать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

   Кроме того, считает, что суд неправомерно отнес расходы по оплате государственной пошлины на Министерство финансов Республики Мордовия, поскольку последнее является государственным органом, которое освобождено от ее уплаты.

Общество с ограниченной ответственностью «ГРИН» (далее - ООО «ГРИН») в апелляционной жалобе  указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований об оплате работ, поименованных в акте № 5 от 09.04.2013 на сумму 316 745 руб.04 коп., о взыскании убытков (реальных убытков и упущенной выгоды).  Полагает, что все доказательства наличия вины, причинно-следственной связи и размера убытков имеются в материалах дела. При этом указывает, что заказчик не утвердил и не передал подрядчику календарный план производства работ по форме согласно Приложению № 1 на 2013 г., что явилось причиной вынужденной приостановки работ. Кроме того, ответчики несвоевременно финансировали выполнение работ.

         В суде апелляционной инстанции представитель ООО «ГРИН» доводы своей апелляционной жалобы поддержали.

         Представители ответчиков в суд апелляционной инстанции не явились.   

         В соответствии со статьей  156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие названных представителей, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела.

         Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционных жалоб,    суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

         Из материалов дела следует, что 11 июля 2012 года между ООО «ГРИН» (далее – подрядчик) и Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, выступающим от имени Республики Мордовия (далее – заказчик) заключен государственный контракт №0109200002412001260-0008852-01, по условиям пункта 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить собственными силами и средствами работы по объекту: «Расчистка озера Татарка Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия» в соответствии с проектной документацией, ведомостями объемов работ и потребных ресурсов. Работы производятся по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район согласно проектной документации (пункт 1.2).

В соответствии с пунктом 3.1 договора, работы по настоящему государственному контракту должны быть выполнены в следующие сроки: начало – в течение 5 дней с даты подписания настоящего Государственного контракта; окончание – 1 сентября 2013 года.

Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ на объекте по государственному контракту составляет: 23 083 860 руб. в текущих ценах на момент заключения государственного контракта. Источником финансирования работ является республиканский бюджет Республики Мордовия (п. 2.2).

По утверждению истца им выполнены работы на сумму 5 523 746 руб., что подтверждается  актами о приемке выполненных работ №1 от 29.11.2012, №2 от 29.11.2012, №3 от 29.11.2012, №4 от 29.11.2012, подписанные сторонами без замечаний и претензий по объему и качеству их выполнения, а также  на сумму 316 745 руб.04 коп., что подтверждается  актом №5 от 09.04.2013, подписанным истцом и уполномоченной заказчиком организацией, осуществляющей строительный контроль (ООО АРТИС» согласно государственного контракта №0109200002412002080-87409 от 03.09.2012).

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования оплатило часть выполненных работ в сумме 4 145 100 руб., что подтверждается платежным поручением №324 от 07.08.2013.

Неполная оплата выполненных работ послужила истцу основанием для обращения в суд с требование о взыскании долга в сумме 1 378 646 руб.34 коп., неустойки за нарушение сроков оплаты работ в сумме 191 878 руб.  Кроме того, истец заявил требование о взыскании  убытков в сумме 3 464 670 руб. 38 коп., из которых реальный ущерб в сумме  2 358 569 руб. 28 коп. и упущенная выгода в сумме 1 297 979 руб. 10 коп. Причинение реальных убытков истец связывает с нарушением заказчиком обязательств по предоставлению графика выполнения работ и отсутствием финансирования. По мнению ООО «ГРИН», не представление встречного обязательства повлекло за собой простой арендованной техники и причинение реальных убытков.  Размер упущенной выгоды (1 297 979 руб. 10 коп.) истец определил как сметную прибыль в локальных сметах №01-02-01, №01-02-02, №02-01-01, №02-01-02 за вычетом суммы прибыли включенной в стоимость выполненных работ с применением понижающего коэффициента 0,9

         В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

 В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) государственным контрактом является договор, заключенный государственным заказчиком (с учетом пункта 1 статьи 4 Закона о размещении заказов) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд - потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственного заказчика в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, государственного заказчика, в том числе для реализации федеральных или региональных целевых программ.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, действовавшей на момент заключения государственного контракта №0109200002412001260-0008852-01 от 11.07.2012, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

Суд первой инстанции, оценив взаимоотношения сторон, счел что в данном случае должником по обязательствам, вытекающим из спорного государственного контракта, является само публично-правовое образование Республика Мордовия в лице уполномоченного органа – Министерства финансов Республики Мордовия, в распоряжении которого находятся выделенные для оплаты выполненных работ бюджетные средства, а не Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, которое фактически денежными средствами не располагает, для осуществления платежа оформляет и направляет в Министерство финансов РМ платежное поручение.

        На основании изложенного суд взыскал в пользу истца с Республики Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия  задолженность в сумме 1 061 901 руб. 34 коп., неустойки в сумме 191 878 руб.  В остальной части иска отказано.

        Оспаривая  решение, Министерство финансов Республики Мордовия  ссылается на то, что в спорных отношениях от имени Республики Мордовия должно выступать Министерство  лесного, охотничьего хозяйства и природопользования лесного хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

Рассмотрев эти доводы, суд апелляционной жалобы признает их обоснованными в силу нижеследующего.

Суд первой инстанции правильно указал, что должником по обязательствам, вытекающим из спорного государственного контракта, является само публично-правовое образование - Республика Мордовия.

Вместе с тем суд неправильно определил лицо, вступающее от имени Республики Мордовия в спорных отношениях.

   В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

          В соответствии с Положением о Министерстве  лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 №  1,  Министерство  является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим  государственное регулирования в области изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, недр, водных ресурсов, объектов животного мира, атмосферного воздуха, а также осуществляет функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг в указанной области.

          Согласно Республиканской целевой программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.10.2010 № 397, государственным заказчиком программных мероприятий, в том числе мероприятий по расчистке озера Татарка на территории Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия определено Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования.

       В преамбуле государственного контракта от 11.07.2012, указано, что Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования   (заказчик) выступает от имени Республики Мордовия.

        Получателем средств бюджета на выполнение программы является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования.

         Из вышеизложенного следует, что в спорных отношениях от имени Республики Мордовия должно выступать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия. При этом не выделение денежных средств указанному

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу n А43-10127/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также