Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2008 по делу n А38-4434/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                         

24 марта 2008 года                                                   Дело № А38-4434/2007-19-91

Резолютивная часть постановления объявлена  17.03.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено   24.03.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей   Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиховой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.12.2007, принятое судьей Камаевой А.В. по заявлению Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25.09.2007 № 02-11/13 и предписания от 28.09.2007 № 02/13.

         В судебном заседании участвуют  представители :

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл – Кондрашина О.П. по доверенности от 22.01.2008 № 01-14/55 сроком действия по 31.12.2008;

Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл – не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление № 10370);

открытого акционерного общества «Марийская транспортная компания «Марийскавтотранс»- не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление  №10371);

индивидуального предпринимателя Ермолаева Евгения Ивановича – не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление № 10372).

Выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Управление, антимонопольный орган) от 25.09.2007 № 02-11/13 по делу о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 25.09.2007 № 02/13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от  21.12.2007 требования Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл  удовлетворены в части признания недействительным пункта 1.3 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25.09.2007 № 02/13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом,  Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы считает,  что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права.

В судебное заседание Министерство не обеспечило явку своего представителя.

Представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Индивидуальный предприниматель Ермолаев Е.И. и его представитель, открытое акционерное общество «Марийская транспортная компания «Марийскавтотранс» в судебное заседание не явились, представив отзывы на апелляционную жалобу Министерства.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие  представителей Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл и индивидуального предпринимателя Ермолаева Е.И.

Законность и обоснованность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу , что Ермолаев Евгений Иванович является  индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством серии 21 № 001574152, выданным 22.03.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г.Чебоксары Чувашской Республики. Предприниматель имеет лицензию на право осуществления пассажирских перевозок более 8 человек от 31.07.2007 № АСС-21-010684 (ранее - от 04.07.2002 № АСС-21-007071).

В процессе организации регулярного автобусного маршрута «Козьмодемьянск - Москва» Ермолаев Е.И. направил необходимые документы в открытое акционерное обществом «Марийская транспортная компания  «Марийскавтотранс» (далее - Общество).

09.02.2007 Общество  направило документы Предпринимателя в Министерство для принятия решения о согласовании  открытия заявленного маршрута.

Письмами Министерства от 09.04.2007 № 03-1978 и Общества  от 11.04.2007 № 3 документы возвращены индивидуальному предпринимателю Ермолаеву Е.И. без согласования в связи с тем, что «на данном маршруте согласовано расписание движения двум перевозчикам, которые обеспечивают существующую потребность в пассажирских перевозках на маршруте».

Ермолаев Е.И. обратился в Чувашский транспортный союз для согласования открытия автобусного маршрута «Чебоксары - Козьмодемьянск - Москва». Письмом Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 25.05.2007            № 20-21/3142 согласование было получено, в связи с чем Ермолаев Е.И. обратился в Министерство  как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по территории которого проходит вновь открываемый маршрут, для согласования открытия маршрута.

 Письмом Министерства от 31.07.2007 № 03-4167 Предпринимателю возвращены без согласования документы в отношении автобусного маршрута «Чебоксары - Козьмодемьянск - Москва» со ссылкой на то, что «на данном маршруте осуществляется перевозка двумя перевозчиками, которые обеспечивают существующую потребность в пассажирских перевозках на маршруте».

07.05.2007 Ермолаев Е.В. представил в Министерство заявку для согласования открытия маршрутов «Чебоксары - Ярославль», «Чебоксары - Кинешма».

Однако письмом № 03-3319 от 13.06.2007 Министерство возвратило Предпринимателю представленные документы без согласования и указало, что «в соответствии со схемами движения и расписанием движения заявленные автобусные маршруты жителями Республики Марий Эл рассматриваются как маршрут «Йошкар-Ола - Чебоксары», потребность на котором полностью удовлетворена».

Полагая, что право на осуществление предпринимательской деятельности нарушается, Ермолаев Е.И. обратился с заявлением в антимонопольный орган. По результатам рассмотрения возбужденного  дела о нарушении антимонопольного законодательства 25.09.2007 Управление приняло решение № 02-11/13, которым действия Министерства , выразившиеся в необоснованном отказе в согласовании индивидуальному предпринимателю Ермолаеву Е.И. документации на открытие регулярных автобусных маршрутов «Чебоксары - Козьмодемьянск - Москва», «Чебоксары - Ярославль», «Чебоксары - Кинешма», признало нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  как создающие необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, которые могут привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке. Пунктом 2 указанного акта решено выдать Министерству предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Предписанием от 25.09.2007 № 02/13 Министерству экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл предложено прекратить нарушение антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего предписано в срок до 05.10.2007 отозвать письма от 31.07.2007 № 03-4167 и от 13.06.2007 № 03-3319, а также в срок до 19.10.2007 направить индивидуальному предпринимателю Ермолаеву Е.И. согласованные документы на открытие регулярных автобусных маршрутов «Чебоксары - Козьмодемьянск - Москва», «Чебоксары - Ярославль», «Чебоксары - Кинешма».

Не согласившись с принятыми Управлением решением и предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действие закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу статей 23, 41, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своей компетенции вправе принимать решения и выдавать предписания по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл  рассмотрело дело о нарушении антимонопольного законодательства и приняло оспариваемые ненормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.12.2005     № 285 утверждено Положение о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, на основании которого оно выполняет функции исполнительного органа государственной власти, уполномоченного Правительством Республики Марий Эл для решения вопросов в сфере транспортного обслуживания и управления транспортным комплексом Республики Марий Эл. В частности, оно  организует совместно с органами местного самоуправления в установленном порядке транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения; согласовывает в установленном порядке открытие регулярных автобусных маршрутов между Республикой Марий Эл и другими субъектами Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 № 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно пунктам 3,4,5 Порядка инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации  могут выступать юридические и физические лица. К перевозкам пассажиров по регулярным  маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели,  имеющие соответствующие лицензии. Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 3, 4).

Пункты 8-10 Порядка предусматривают, что при положительной экспертизе документов они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия. После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут. Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.

Таким образом, решение вопроса о согласовании открытия маршрутов между Республикой Марий Эл и другими субъектами Российской Федерации относится к компетенции Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл.

В обоснование своей позиции о законности и обоснованности  возвращения предпринимателю  документов без согласования на открытие маршрута, оформленного письмами от 13.06.2007 № 03-3319 и от 31.07.2007 № 03-4167, Министерство ссылается на информацию ГУП РМЭ «Пассажирские перевозки» от 30.07.2007 и от 31.07.2007,

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по делу n А39-1505/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также