Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 по делу n А79-8168/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир

18 января 2008 года                                                           Дело №А79-8168/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  14.01.2008

Постановление в полном объеме изготовлено   18.01.2008

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей   Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Внешнеторговая компания «Текстильмаш» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.10.2007, принятого судьей Михайловым А.Т. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Внешнеторговая компания «Текстильмаш» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску от 17.09.2007 № 40.

В судебном заседании участвуют представители :

Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску- Петров С.И. по доверенности от 09.01.2008 №4 сроком действия по 31.12.2008; Андреев Г.Н. по доверенности от 10.01.2008 №9;

Общество с ограниченной ответственностью «Внешнеторговая компания «Текстильмаш» явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом - уведомление №69079.

Выслушав представителей налогового органа ,  исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Внешнеторговая компания «Текстильмаш» (далее – Общество, ООО «ВК «Текстильмаш») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску (далее – Инспекция , налоговый орган), которым оно привлечено к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.10.2007 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом,  Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указав, что на неправильное применение судом  первой инстанции норм материального права.

В судебном заседании Общество не обеспечило явку своего представителя. В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.

Представители Инспекции возражали против доводов апелляционной жалобы, указывая на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 05.09.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску проводилась проверка соблюдения Обществом, расположенным по адресу: г.Новочебоксарск,  ул.Промышленная, дом 73, корпус 1, комната 206, установленного порядка работы с денежной наличностью.

Проверяющие выявили нарушение ООО «ВК «Текстильмаш» порядка ведения кассовых операций, а также  несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

По результатам проверки должностным лицом налогового органа составлен акт проверки №000415 от 05.09.2007 , из которого следует, что 31.08.2007 в кассу предприятия поступили денежные суммы в размере  71 000 руб., 04.09.2007 -  13 000 руб. Однако данные суммы  не были отражен  в кассовой книге предприятия. Последняя запись в кассовой книге  произведена 28.08.2007. Также в организации отсутствует изолированное помещение кассы и сейф для хранения наличных денежных средств. При этом на момент проверки в организации имелись наличные денежные средства в сумме 8 220 руб. 94 коп. Остатки наличных денег хранятся в столе бухгалтера-кассира в офисе №205, где работают два человека. Кроме того,  в организации отсутствуют договоры на полученные в результате финансовой помощи денежные средства.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 05.09.2007  уполномоченное должностное лицо вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

14.09.2007 должностным лицом Инспекции с участием законного представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении №000053.

17.09.2007 руководитель налогового органа, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, принял постановление №40 о привлечении ООО «ВК «Текстильмаш» к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.1993 №40, является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Пункт 3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Пункт 22.Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Пункт 23. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.

Пункт 24. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Пункт  29. В соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3.

Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 30. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию,  запрещается.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за  нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объектом правонарушения является установленный порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания.

Факт неоприходования поступивших 30.08.2007 и 04.09.2007 денежных средств, отсутствия изолированного помещения кассы подтверждается совокупностью собранных налоговым органом доказательств: акт №000415 от 05.09.2007; протокол осмотра помещения  от 11.09.2007; акт  о проверке наличных денежных средств кассы от 05.09.2007; протокол об административном правонарушении №000053 от 14.09.2007; объяснения законного представителя Общества Григорьева Н.Н.; объяснения  главного бухгалтера Журавлевой А.В.; объяснения  бухгалтера-кассира Спиридоновой О.С.; сведения из  кассовой книги Общества.

Таким образом, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства совершения правонарушения, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства,  пришел к правильному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, и состава в действиях Общества.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Общество имело реальную возможность по соблюдению установленного порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операции, однако при отсутствии уважительных причин, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом первой инстанции рассмотрено утверждение ООО «ВК «Текстильмаш» о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождении Общества от ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд пришел к выводу о том, что действия Общества не формально содержат состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, а в данном конкретном случае  имеет место существенная угроза общественным отношениям в сфере финансов, налогов и сборов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска интересов хозяйствующих субъектов в сферу финансов), а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины.

Суд обоснованно не усмотрел оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения от административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для освобождения ООО «ВК «Текстильмаш» от ответственности и полагает, что указанные Обществом  обстоятельства ( незначительная просрочка в оприходовании поступивших денежных средств, привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц Общества, переход на безналичный расчет и т.п.)  не могут являться основанием для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они  были учтены административным органом при назначении  Обществу  наказания.

Наказание в виде штрафа в минимальном размере назначено Обществу по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, отсутствия отягчающих

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 по делу n А11-8307/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также