Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2007 по делу n А79-4869/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир

17 декабря 2007 года                                                          Дело № А79-4869/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  10.12.2007

Постановление в полном объеме изготовлено   17.12.2007

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей   Урлекова В.Н.,  Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аста» на решение Арбитражного суда Чувашской республики от 27.08.2007, принятое судьей Степановой В.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью  фирма «Аста» о признании незаконными действий Отделения государственного пожарного надзора Чебоксарского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по   Чувашской Республике и прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом - уведомление №65227; 65294, 65228.

Исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью фирма  «Аста» (далее – Общество, ООО «Аста») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики  с заявлением о признании незаконными действий  Отделения государственного пожарного надзора Чебоксарского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  по Чувашской Республике (далее – орган пожарного надзора) и прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - прокурор)  по проведению 21.06.2007 в Обществе внеплановой проверки.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2007 Обществу в удовлетворении заявленных требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом,  Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание Общество, орган пожарного надзора и прокурора Чебоксарского района не обеспечили явку своих представителей. Общество в своем заявлении просило суд рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым видом деятельности является деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен в статье 17 данного Закона, в который  входит и эксплуатация пожароопасных производственных объектов.

В Положении о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595, установлен порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, в пункте 1 которого  определено, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности, используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Из материалов дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью фирма  «Аста» зарегистрировано в качестве юридического лица  Администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики  10.12.1996 за основным номером 3352441197 .

19.06.2007 прокурором Чебоксарского района Чувашской Республики  одному из сотрудников поручено провести проверку деятельности ООО фирма «Аста» в части выполнения лицензионного законодательства при эксплуатации деревообрабатывающего цеха и оборудования по переработке древесины с привлечением сотрудников  органа пожарного надзора.

Во исполнение названного поручения руководитель органа пожарного надзора распоряжением № 4-19 от 19.06.2007 также назначил проведение внеплановой проверки ООО фирма «Аста».

На основании указанных поручений помощником прокурора и начальником отделения 21.06.2007 в ООО фирма «Аста» проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объекта. По результатам проверки составлен Акт № б/н проверки противопожарного состояния общества от 21.06.2007, в котором отражены выявленные нарушения.

Не согласившись с законностью действий должностных лиц  органа пожарного надзора и прокуратуры, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции полагает, что правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики отсутствуют.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, кроме прочего, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

На основании пункта 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Из изложенных норм следует, что на общество возложена обязанность по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, а органу пожарного надзора  предоставлены полномочия по проверке соблюдения данной обязанности.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В статье 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации» установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Следовательно, на органы прокуратуры возложены функции общего надзора за выполнением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики  наделен полномочиями по проведению проверок противопожарного состояния объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности, с  привлечением специалистов.

Ссылка Общества на то, что проверка проведена  с нарушением положений  статьи 7 Федерального закона  от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», обоснованно отклонена судом первой инстанции. Согласно пункту 3 статьи 1 данного Федерального закона положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением:

контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.

В рассматриваемом случае проведена проверка соблюдения Обществом установленных законодательством обязательных требований о пожарной безопасности в рамках проводимого прокурором общего надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации.

Также признана необоснованной позиция Общества  об отсутствии у органа пожарного надзора полномочий по проверке соблюдения лицензионных требований, поскольку установлено, что фактически  проверка проводилась прокуратурой.

По результатам проведенных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2007 по делу n А43-9155/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также