Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2007 по делу n А79-4330/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ________________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир
22 октября 2007 года Дело № А79-4330/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2007 Постановление в полном объеме изготовлено 22.10.2007 Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А., судей Урлекова В.Н., Белышковой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Специализированная передвижная механизированная колонна № 5» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2007, принятое судьей Михайловым А.Т. по заявлению открытого акционерного общества «Специализированная передвижная механизированная колонна № 5» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Чебоксары от 06.06.2007 № 25 о привлечении к административной ответственности. В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом - уведомление №№41349, 46665. Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Открытое акционерное общество «Специализированная передвижная механизированная колонна №5» (далее – Общество, ОАО «СПМК №5») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары (далее – Инспекция, административный орган) №25 от 06.06.2007, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2007 открытому акционерному обществу «Специализированная передвижная механизированная колонна №5» отказано в удовлетворении заявления. Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано, что функции по определению порядка ведения кассовых операций в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» возложены на Банк России. В соответствии с пунктом 41 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» соблюдение предприятиями требования этого Порядка осуществляют банки. В связи с этим проведение проверки соблюдения Обществом порядка работы с денежной наличностью налоговым органом и принятие оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности является незаконным. Таким образом, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения основывался на представленных ответчиком доказательствах, полученных с нарушением действующего законодательства, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения. В своем ходатайстве Общество просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. Налоговый орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу Общества не представил. Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Установлено, что 23.05.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары проведена проверка соблюдения ОАО «Специализированная передвижная механизированная колонна №5» установленного порядка работы с денежной наличностью по адресу: г. Чебоксары, Ишлейское шоссе, дом 8, в ходе которой обнаружено, что предприятием нарушается Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 №40. По результатам проверки должностным лицом налогового органа оформлен акт, а 28.05.2008 составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует , что 22.05.2007 были получены в АК Сбербанке России и поступили в кассу Общества наличные денежные средства в сумме 100000 руб., которые в установленном порядке не были оприходованы. Выданные в счет заработной платы работникам Общества денежные средства в сумме 33109 руб. не оформлялись расходными документами. Наличные денежные средства в сумме 34 104 руб., обнаруженные на момент проверки, хранились в металлическом шкафу в помещении бухгалтерии, являющемся проходным, где имеется два рабочих места- главного бухгалтера и бухгалтера-кассира. Помещение кассы предприятия фактически используется не по назначению: в качестве архива, раздевалки, кухни, склада, что свидетельствует о доступе в него посторонних лиц. Постановлением руководителя Инспекции №25 от 06.06.2007 ОАО «СПМК №5» привлечено в административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего. Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.1993 № 40 ( далее- Порядок) , является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Согласно пункту 3 названного Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В силу пункта 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Пункт 24 Порядка определяет, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения и выдачи денег по каждому ордеру. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Пунктом 3 статьи 29 Порядка предусмотрено, что руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов, налогов и сборов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска интересов хозяйствующих субъектов в сферу финансов), а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины. Общество нарушило порядок ведения кассовых операций и порядок работы с денежной наличностью, совершив административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оно не оприходовало полученные 22.05.2007 наличные денежные средства, а также не оформило надлежащим образом их расход. При наличии на предприятии оборудованного помещения кассы (использовалось под архив, кухню, раздевалку) денежные средства в сумме 34104 руб. хранились в металлическом шкафу в помещении бухгалтерии. Вина ОАО «СПМК №5» в совершении правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств: акт проверки наличных денежных средств от 23.05.2007; сведения чековой книжки Общества для получения наличных денег, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 23.05.2007, расходные кассовые ордера, карточка счета 50.1 за период с 01.04.2007-23.05.2007;сведениями кассовой книги предприятия ; реестром документов за период 01.04.2007-23.05.2007; объяснения бухгалтера-кассира Максимовой Т.М.; объяснения главного бухгалтера Степановой А.В.; объяснения Илларионовой Н.Ф.; протокол об административных правонарушениях от 28.05.2007. В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактически данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Из материалов дела усматривается, что в данном случае у Общества имелась реальная возможность соблюдать установленный порядок ведения кассовых операций и хранения денежных средств. Однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств Общество не исполняло требования законодательства. Административное наказание в виде штрафа в минимальном размере назначено Обществу в соответствии с правилами статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, привлечения к административной ответственности впервые, в пределах санкции, установленной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сроков привлечения к ответственности, предусмотренных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установив обстоятельства совершения административного правонарушения, степень вины правонарушителя, ни административный орган, ни суд первой инстанции не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от ответственности. Суд апелляционной инстанции также полагает, что в данном случае имеет место существенная угроза правоотношениям в сфере финансов, налогов и сборов, правил государственной разрешительной системы, фискальных интересов государства, финансовой дисциплины. В связи с этим отсутствуют правовые основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что налоговый орган не вправе проверять соблюдение Порядка ведения кассовых операций и составлять протоколы об административном правонарушении по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Согласно пункту 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса. В силу пункта 1 статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2007 по делу n А11-13130/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|