Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2007 по делу n А79-2803/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                                                 дело № А79-2803/2007

03 августа 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2007

Постановление в полном объеме изготовлено  03.08.2007

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Урлекова В.Н., Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановой А.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Калина» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.05.2007, принятое судьей Кудряшовым В.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Калина» о признании незаконным и отмене  постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3по Чувашской Республике от 14.03.2007 № 00174 по делу об  административной ответственности.

При участии в судебном заседании представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «Калина»- Чудакова В.Е. по доверенности от 20.07.2007 №1 сроком действия до 31.08.2007, Егоров Л.В.- директор( решение от 01.09.2006( том 1 л.д.78-79);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Чувашской Республике- Филиппов С.И. по доверенности от 20.07.2007 №09-15\13543, Трофимов А.И. по доверенности от 20.07.2007 №09-15\13541;

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Калина» (далее – Общество, ООО «Калина») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике  (далее – Инспекция, налоговый орган) № 00174 от 14.03.2007 о  привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде наложения административного штрафа  в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.05.2007 Обществу с ограниченной ответственностью «Калина» в удовлетворении заявленных требований  отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом , Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Общество было лишено возможности представить подлинные бухгалтерские документы, подтверждающие отсутствие состава административного правонарушения в его действиях, поскольку административный орган отказался их принять и учесть при принятии решения по делу. Вывод инспекции о  совершении обществом административного правонарушения административный орган основан лишь на исследовании черновых записей руководителя общества, одновременно исполнявшего в тот период времени обязанности главного бухгалтера. Указанные обстоятельства, по мнению общества, являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и отмене.

В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права  проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.02 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.93 № 40, является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Согласно пункту 5 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением № 40 от 22.09.1993 Совета директоров ЦБР, предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.93 № 40, предусматривает, что предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

В силу пункта 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 ( протокол № 47) по предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Пункт 2.6 указанного Положения устанавливает, что предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование( неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц- от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Объективная сторона административного правонарушения указанной статьи выражается в  накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денежных средств.

Установлено, что общество с ограниченной ответственностью  «Калина» зарегистрировано 15.09.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике  и внесено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1062133004944.

14.02.2007 в 13 час. 19 мин. инспекцией была осуществлена проверка ООО «Калина», расположенного по адресу: Вурнарский район ЧР, с. Калинино, ул. Гагарина, д. 53, в ходе  которой  установлено превышение лимита остатка наличных денежных средств, а именно по состоянию  на 14.01.2007  -9104,46 руб.; на 15.01.2007 - 13424,46 руб.; на 16.01.2007  -13504,06 руб.; на 17.01.2007 - 16200,06 руб.; на 18.01.2007 -16924,16 руб.; на 19.01.2007 - 18816,56 руб.; на 20.01.2007 -1877,58 руб.; на 21.01.2007- 23425,91 руб.; на 22.01.2007- 5625.91 руб.; на 23.01.2007  -417,77 руб.; на 24.01. 2007  - 5743,27 руб.; на 25.01. 2007- 600,27 руб.; на 26.01.2007 - 13881.07 руб.; на 27.01.2007 - 16391.24 руб.; на 28.01.2007 -20441.24 руб.; на 29.01.2007 - 20210.24 руб.; на 30.01.2007 - 19121.24 руб.; на 31.01.2007 - 18527,74 руб.; на 1.01.2007 - 10487.74 руб.; на 02.02.2007 -10291,24 руб.; на 03.02.2007 -11584,7 руб.; на 04.02.2007 -12803.70 руб.; на 05.02.2007 - 8423.70 руб.; на 6.02.2007 -7242,35 руб.; на 07.02.2007 -3980,35 руб.; на 08.02.2007 - 56543,15 руб.; на 09.02.2007 - 84414.95 руб.; на 10.02.2007  - 89735,35 руб.; на 11.02.2007 - 82321,35 руб.; на 12.02.2007  -84321,35 руб.; на 13.02.2007 - 58694,55 руб.

Лимит остатка кассы в банковском учреждении на этот момент не был  установлен, таким образом,  ООО «Калина» нарушены пункты 5, 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 №40.

По результатам проверки был составлен акт от 14.02.2007 № 00009.

01.03.2007 в отношении ООО «Калина» составлен протокол об административном правонарушении № 00006 в присутствии законного представителя юридического лица, которому разъяснялись  права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководитель Общества с протоколом № 00006 от 01.03.2007 был ознакомлен и копию протокола получил 01.03.2007. Протокол об административном правонарушении составлен Инспекцией с соблюдением требований статей 28.2 и 28.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом инспекции в соответствии со статьей  23.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

14.03.2007 руководителем Инспекции в присутствии директора  Общества  вынесено постановление № 00174 о привлечении ООО «Калина» к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40 000 руб.

После принятия административным органом решения о привлечении Общества к административной ответственности им были  представлены журнал-ордер № 1 по счету № 50 «Касса» за январь и за февраль 2007 года, кассовая книга для черновых записей с 1 января 2007 года, журнал регистрации приходных и расходных документов.

И в суде первой, и апелляционной инстанции представители общества последовательно утверждали, что сотрудники налоговой инспекции работали лишь по черновым записям директора, исполнявшего в тот период времени и обязанности главного бухгалтера. Фактически все документы в подлиннике ( представленные позднее)  находились у руководителя дома. По мнению представителей общества, согласно данным документам при установленном на 2007 год лимите остатка наличных денежных средств в 7 000 руб. его накопление с превышением установленного размера отсутствовало.

Действительно, из анализа представленных Обществом документов следует, что при лимите остатка наличных денежных средств в 7 000 руб. накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита не было.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что до 15.02.2007 лимит остатка денежных средств Общества являлся нулевым. Утверждение представителей Общества  о том, что утвержденный 15.02.2007 лимит остатка денежных средств на 2000 года  действует с 01.01.2007  признается несостоятельным  как основанное на неправильном толковании действующего законодательства и противоречит письму Канашского отделения №7507 Сберегательного банка Российской Федерации  №10-021( том 1 л.д.94), согласно которому расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу ООО «Калина», не установлено, так как дата открытия счета- 23 ноября 2006года, а для установления расчета лимита кассы необходимы обороты движения денежных средств за три месяца.

Также суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований указал, что представители общества в процессе производства по делу об административном правонарушении не отрицали обстоятельств накопления сверх установленного ( нулевого) лимита остатка денежных средств, указывая на незначительный период деятельности общества, недавнее открытие счета в банке. Также директор общества пояснял, что продавцы сдают наличность в кассу после 24 час. 00 мин. и сумма наличности уходит на другой день на закупку сельхозпродуктов у населения и на расчет с поставщиками продуктов. Таким образом,  факт накопления наличных денежных средств в кассе Обществом  по существу признавался.

В ходе проверки ООО «Калина»  налоговому органу были представлены книга кассира-операциониста и кассовая книга, из которых следует, что Обществом в нарушение требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации производилось накопление наличных денежных средств в кассе сверх установленного лимита.

Доводы Общества о том, что данные документы не соответствуют  требованиям действующего законодательства, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что в данном случае правильность оформления представленных проверяющим документов не является предметом спора. Суд первой инстанции исходил из того, что книга кассира-операциониста и кассовая книга, представленные налоговым органом, имели подписи кассиров, директора Общества и печать Общества. Копии данных документов заверены подписью директора и печатью Общества.

В уведомлении от 19.02.2007 инспекцией Обществу предлагалось представить журнал кассира-операциониста, контрольную ленту ККТ с 01.01.2007, кассовую книгу с 01.01.2007, выписку с расчетного счета с 01.01.2007, документарные подтверждения суммы прихода и расхода в кассе с 07 февраля по 13 февраля 2007 года.

Однако журналы-ордера № 1 по счету № 50 «Касса» за январь и за февраль 2007 года, кассовая книга для черновых записей с 1 января 2007 года, журнал регистрации приходных и расходных документов, несмотря на то, что, по мнению Общества, эти документы являются подлинными и отражают реальную хозяйственную деятельность Общества  были представлены только после рассмотрения административного дела. Кроме

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2007 по делу n А43-1638/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также