Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу n А43-16500/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ________________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир
30 октября 2009 года Дело № А43-16500/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 30.10.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А., судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.08.2009 по делу № А43-16500/2009, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-аэро» о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11.03.2009 № 55, при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-аэро»- Корума К.В. по доверенности от 23.03.2009 № 146/2009 сроком действия до 31.12.2009; Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области- Кошелевой И.А. по доверенности от 23.10.2009 № 02/8846 сроком действия один год, и установил: общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-аэро» (далее – Общество, ООО «Лукойл-аэро») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 11.03.2009 № 55 о включении юридического лица в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. В целях восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать антимонопольный орган исключить его из указанного Реестра. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.08.2009 заявленные требования удовлетворены и оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным. Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы считает неправильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что антимонопольный орган неверно определил продуктовые и географические границы товарного рынка. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного рынка. Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Установлено по делу, что во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России о проверке обоснованности роста цен на авиационный керосин и на услуги топливно-заправочных комплексов Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области провело анализ ценовой ситуации, сложившейся на рынках реализации авиатоплива в Нижегородской области за период с июля 2007 года по июль 2008 года. Управление установило, что на территории нижегородского аэропорта «Стригино» реализацию авиационного керосина авиакомпаниям осуществляет единственная топливно-заправочная компания - ООО «Лукойл-аэро». На указанном рынке общество функционирует с июня 2007 года. По результатам проведенной работы приказом от 11.03.2009 № 55 Управление включило Общество в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товаров размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Не согласившись с принятым приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, однако не соответствует приказу Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 № 108 и нарушает права и законные интересы заявителя. Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу пунктов 8, 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией. Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 2 Правил формируют и ведут реестр Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте (пункт 3 Правил). Согласно пункту 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой действует территориальный орган Федеральной антимонопольной службы). В пункте 8 Правил предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который подготавливается в том числе в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (пункт 8, подпункт «а» пункта 13 Правил). В пункте 16 Правил установлено, что решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр оформляются приказом антимонопольного органа. В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», пунктом 17 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, решения антимонопольного органа о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 № 108 (далее - Порядок). Согласно подпункту «д» пункта 1 Порядка он используется в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. В пункте 3 Порядка предусмотрено, что проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета. В случаях, указанных в подпунктах «а» и «д» пункта 1 Порядка, определение уровня концентрации товарного рынка, определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут не проводиться. В соответствии с п.5 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, при определении продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка используется один следующих методов: а) метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара, или на результатах выборочного опроса покупателей; б) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов; в) метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров; г) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара. Основным методом определения продуктовых (географических) границ товарного рынка является метод, предусмотренный подпунктом «а» указанного пункта. Иные методы используются в случаях недостаточности информации, необходимой для определения продуктовых (географических) границ товарного рынка данным методом. Из содержания аналитического отчета, составленного Управлением, следует, что антимонопольный орган определил временной интервал исследования периодом с июля 2007 года по июль 2008 года; продуктовые границы рынка - керосин авиационный (топливо для реактивных двигателей); географические границы рынка - аэропорт «Стригино». Апелляционный суд также считает, что антимонопольный орган неверно определил продуктовые и географические границы товарного рынка, что свидетельствует об отсутствии оснований для издания оспариваемого ненормативного правового акта. Из содержания аналитического отчета и оспариваемого приказа следует, что товаром антимонопольный орган считает топливо для реактивных двигателей (керосин авиационный), код 02 5121 Общероссийского классификатора продукции, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301. В то же время из объяснений представителей Управления установлено, что в рассматриваемом случае антимонопольный орган при проведении анализа рынка фактически под товаром имел в виду услугу по заправке воздушных судов «в крыло», включающую в себя услугу реализации реактивного топлива и услугу по заправке воздушных судов. При этом Управление в обоснование своей позиции дополнительно ссылается на статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Однако такая позиция признается несостоятельной и отклоняется как основанная на неверном толковании данной нормы права. Действительно, на территории аэропорта «Стригино» ООО «Лукойл-аэро» реализует авиационный керосин и оказывает услуги обеспечения воздушных судов авиационным топливом. Цены на авиационный керосин и тариф на обеспечение воздушных судов авиаГСМ определены самостоятельно. При таких обстоятельствах апелляционный суд усматривает подмену Управлением понятий «услуга» и «товар», что порождает неопределенность и непоследовательность в позиции антимонопольного органа; суд приходит к выводу о том, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу n А79-6919/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|