Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу n А43-15872/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир 22 октября 2009 года Дело № А43-15872/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 22.10.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2009 по делу № А43-15872/2009, принятое судьей Ивановым А.В. по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 05.05.2009 № 501ФАС 52-ТР-10-02/12-08, при участии представителей: от открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» – Юрченкова А.А. по доверенности от 08.06.2009 № 117, Жаровиной Е.А. по доверенности от 11.01.2009; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Гребнева Ю.Н. по доверенности от 14.01.2009, Валитова М.А. по доверенности от 14.01.2009, и установил: открытое акционерное общество «Нижегородский водоканал» (далее – ОАО «Нижегородский водоканал», Общество Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление, антимонопольная служба) от 05.05.2009 № 501ФАС 52-ТР-10-02/12-08. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Наш Дом» (далее – ООО «Наш Дом») и гражданка Ляндина Татьяна Александровна (далее – Ляндина Т.А.). Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2009 ОАО «Нижегородский водоканал» отказано в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Заявитель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела. Более подробно позиция ОАО «Нижегородский водоканал» изложена в апелляционной жалобе (л.д. 128-135). Представители Общества в судебном заседании поддержали в полном объеме апелляционную жалобу. В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представители антимонопольной службы выразили несогласие с ее доводами, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным. ООО «Наш Дом» и Ляндина Т.А. в своих отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Заявлениями от 14.10.2009 и 13.10.2009 ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся: представителя ООО «Наш Дом» и Ляндиной Т.А. Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольной службой дела № 501-ФАС 52-ТР-10-02/12-08 по признакам нарушения ОАО «Нижегородский водоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), явилось заявление Ляндиной Т.А., проживающей в многоквартирном жилом доме № 5-А по ул. Красноуральской в г. Нижнем Новгороде по факту уклонения ОАО «Нижегородский водоканал» от приемки индивидуального прибора учета потребления холодной воды и производства расчетов за потребленную коммунальную услугу исходя из показаний такого прибора учета. Управление, анализируя условия договора купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению от 01.01.2008 № 8800, пришло к выводу о том, что в силу договорных обязательств, основанных на сложившейся структуре правоотношений по поставке спорного коммунального ресурса, в которой потребители коммунальной услуги (жильцы многоквартирного жилого дома) производят расчеты за потребленную холодную воду напрямую с ОАО «Нижегородский водоканал» (при посредничестве ООО «Центр-СБК»), Общество обязано обеспечить прием у конкретного потребителя индивидуального прибора учета водопотребления (п.3.3 Договора). При этом ОАО «Нижегородский водоканал» в границах инженерно-коммунальных сетей холодного водоснабжения, присоединенных к многоквартирному жилому дому № 5-А по ул. Красноуральской в г. Нижнем Новгороде, в котором проживает Ляндина Т.А., занимает в силу технологического присоединения доминирующее положение поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения. Антимонопольный орган пришел выводу, что уклонение ОАО «Нижегородский водоканал» от исполнения возложенных на него обязанностей, ущемляло интересы конкретного потребителя - Ляндиной Т.А., и являлось актом злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В ходе рассмотрения Управлением дела № 501-ФАС 52-ТР-10-02/12-08 ОАО «Нижегородский водоканал» дано распоряжение в адрес организации - посредника при расчетах жильцов за жилищно-коммунальные услуги – обществу с ограниченной ответственностью «Центр-СБК» начислять плату за коммунальную услугу холодного водоснабжения для потребителя Ляндиной Т.А. исходя из показаний индивидуального прибора учета. В связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Управление прекратило производство по делу №5 01-ФАС 52-ТР-10-02/12-08. Однако в оспариваемом решении антимонопольной службы указано на то, что до момента устранения Обществом нарушения антимонопольного законодательства, действия (бездействие) последнего подпадало по признаки части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Не согласившись с принятым антимонопольной службой решением в части выводов, Общество обжаловало его в арбитражный суд. Арбитражный суд Нижегородской области, придя к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом, соответствует Закону о конкуренции и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности отказал ему в удовлетворении заявленных требований. Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц участвующих в деле Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: - несоответствие решений, действий, ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; - нарушение решением, действием, ненормативным актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации общими принципами осуществления гражданских прав в Российской Федерации признаются принципы недопущения злоупотребления правом и злоупотребления доминирующим положением на рынке. С учетом указанных положений частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения. В частности, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Согласно статье 22 Закона антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: 1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; 2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; 3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами. В силу статьи 23 Закона антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: 1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; 2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения. Исходя из принципа соответствия правового регулирования объективным экономическим законам общее правило пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. При регулировании вопроса оплаты коммунальных услуг, законодатель не изменил вышеназванное общее правило, установив в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правило о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое бездействие ОАО «Нижегородский водоканал» подпадает по признаки части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Так как из условий договора купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению от 01.01.2008 № 8800 следует, что Общество обязано обеспечить прием у конкретного потребителя индивидуального прибора учета водопотребления (п.3.3 Договора), при этом ОАО «Нижегородский водоканал» в границах инженерно-коммунальных сетей холодного водоснабжения, присоединенных к многоквартирному жилому дому № 5-А по ул. Красноуральской в г. Нижнем Новгороде занимает в силу технологического присоединения доминирующее положение поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения и Довод Общества о том, что Управлением проигнорирована необходимость оплаты жильцами неизбежных потерь холодной воды и затрат на содержание общего имущества в многоквартирном доме, судом первой инстанции Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу n А43-6644/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|