Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу n А43-6972/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир 

                                                               

02 сентября 2009 года                                                      Дело № А43-6972/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.09.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2009

по делу № А43-6972/2009,

принятое судьей Ивановым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Геостройинвест»

о признании незаконным решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 16.03.2009 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Геостройинвест» в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области от 16.03.2009 № 43,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Геостройинвест» - Тюменкова Р.С., директора (решение от 11.03.2008 № 7);

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области – Громовой С.Б. по доверенности от 12.01.2009                     № 08-05/25, Моисеева Д.А. по доверенности от 21.07.2009 № 08-05/2661,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Геостройинвест» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 16.03.2009 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Геостройинвест» в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области (далее – Управление Роснедвижимости) от 16.03.2009 № 43, и об обязании Управления аккредитовать Общество в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Решением от 07.05.2009 Арбитражный суд Нижегородской области  удовлетворил требования Общества, признав оспариваемый отказ не соответствующим законодательству о государственном кадастре объектов недвижимости и нарушающим права  и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Управление Роснедвижимости не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, указанным в жалобе.

По мнению Управления Роснедвижимости, Правительством Российской Федерации в настоящее время не установлен порядок применения положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим  в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, потому кадастровый учет и кадастровая деятельность данных объектов не осуществляется, а аккредитация организаций технического учета и инвентаризации проводится в соответствии с правилами, установленными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 «Об утверждении положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

Управление не согласно с выводом суда о том, что Общество, имея лицензию на проведение работ по территориальному землеустройству, в силу статьи 44 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.03.2008 получило право осуществлять кадастровую деятельность по отношению к земельным участкам, поскольку для осуществления кадастровой деятельности в отношении земельных участков необходима лицензия, а для технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства – аккредитация.

Как считает заявитель апелляционной жалобы, осуществление деятельности по проведению технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства организацией технической инвентаризации при отсутствии  в архиве данной организации инвентарных дел, инвентарных книг, реестров жилищного фонда, алфавитных карточек собственников зданий, жилых помещений, (квартир), книг учета инвентарных дел, переданных в государственные архивы, и другой учетно-технической документации является нарушением действующего законодательства.

В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости указало, что архивы Бюро технической инвентаризации относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, отчуждение архивов Бюро технической инвентаризации не допускается.

Представители Управления Роснедвижимости в судебном заседании 19.08.2009 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.08.2009 объявлялся перерыв до 8 час. 45 мин. 26.08.2009.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 25.11.2004, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц  (ЕГРЮЛ) сделана запись за № 1045207485872.

Согласно имеющейся в деле выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является геодезическая и картографическая деятельность, дополнительными – строительство зданий и сооружений и лесозаготовки.

В целях получения разрешения на осуществление деятельности по технической инвентаризации объектов капитального строительства Общество 17.02.2009 обратилось в Управление Роснедвижимости с заявлением об аккредитации его в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства с приложением соответствующего пакета документов.

Извещением от 19.02.2009 № 11-19/651 Управление уведомило Общество о том, что в соответствии с приказом от 19.02.2009 № 28  создана рабочая группа для определения соответствия представленных Обществом документов фактически имеющимся возможностям ведения технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

На основании Положения об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 № 70, Положения об Управлении Роснедвижимости по Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31.07.2006 № П/0244, приказа Управления от 19.02.2009 № 28 рабочей группой с участием директора Общества 03.03.2009 проведена проверка архива Общества. По результатам проверки составлены акт и заключение № 1.

16.03.2009 состоялось заседание комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Нижегородской области, на котором рассмотрены представленные Обществом документы и заключение рабочей группы от 03.03.2009 № 1. Из протокола № 1, составленного по результатам заседания комиссии, следует, что комиссия решила не аккредитовать Общество ввиду представления неполного комплекта документов, несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым к организации для ее аккредитования на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, а также невыполнения требований о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 и требований о наличии у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации.

Решение комиссии, утвержденное приказом Управления Роснедвижимости от 16.03.2009 № 43, направлено в адрес Общества с письмом Управления от 17.03.2009 № 11-19/966.

Посчитав указанное решение комиссии не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд удовлетворил требование заявителя.

Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Минэкономразвития России, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.

Пункт 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 456 (действующего на момент обращения Общества к Управлению), к полномочиям Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в установленной сфере деятельности относит осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе жилищного фонда.

На основании пункта 6.4.7 Положения об Управлении Роснедвижимости по Нижегородской области, утвержденного  приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31.07.2006                     № П/0244, Управление осуществляет проведение аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства определяется Положением об аккредитации федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 (далее - Положение об аккредитации).

Согласно пункту 3.1 Положения об аккредитации для получения аккредитации организация направляет в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации по месту своего нахождения заявление об аккредитации, к которому прилагаются документы, предусмотренные пунктом 3.2 Положения об аккредитации.

Решение об аккредитации может быть принято Комиссией по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации, состав которой утверждается приказом территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 3.3 Положения об аккредитации).

В соответствии с пунктом 3.9 Положения об аккредитации

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу n А79-3057/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также