Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А43-5611/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир    

22 июля 2009 года                                                              Дело № А43-5611/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено  22.07.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2009

по делу № А43-5611/2009,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю.

по заявлению индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Германовича о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области,

при участии  судебном заседании представителей:

индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Германовича- лично на основании паспорта гражданина РФ и свидетельства  серия 52 № 003354167 от  07.02.2007,

установил:

индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Германович (далее – Предприниматель, Уткин В.Г.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация района) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее – Комитет) при предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством. Одновременно заявитель просил суд обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области заключить с ним договор аренды двух земельных участков площадью 21558,0 кв.м. и 92412,0 кв.м., расположенных по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка.

В процессе производства по делу Предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и окончательно просил суд признать незаконным бездействие администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельных участков  в аренду для целей, не связанных со строительством, и незаключении договоров аренды земельных участков. В целях восстановления нарушенных прав Уткин В.Г. просил суд обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области принять решение о предоставлении ему в аренду двух земельных участков площадью                    21558,0 кв.м. и 92412,0 кв.м., расположенных по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка. Кроме того, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области заключить с ним договор аренды этих двух земельных участков сроком на 20 лет.

Заинтересованным лицом по делу также является общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Толмачево».

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2009 требования заявителя удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в нарушении порядка предоставления земельных участков в части непринятия решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Уткину Валерию Германовичу в аренду земельных участков и незаключения договора аренды земельных участков. При этом суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области заключить с индивидуальным предпринимателем Уткиным Валерием Германовичем договор аренды двух земельных участков площадью 21558,0 кв.м. и                   92412,0 кв.м., находящихся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация района  обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебное заседание администрация района и Комитет явку своих представителей не обеспечили.

Предприниматель в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы органа местного самоуправления и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Толмачево» также явку своего представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что Уткин Валерий Германович зарегистрирован  07.02.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Нижегородской области в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 307525003800010.

Основным видом деятельности Уткина В.Г. является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина (код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 01.11.2).

20.02.2007 Предприниматель обратился в администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью  9 га, расположенного в районе д. Конновка Кстовского района Нижегородской области, для выращивания картофеля.

После проведения землеустроительных работ и согласования проекта территориального землеустройства  в связи с возвратом Комитетом указанного проекта Предпринимателю как несоответствующего действующему законодательству  заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании незаконным бездействия  Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района, выразившегося в непредставлении согласованного проекта границ земельного участка для утверждения в администрацию Кстовского района.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2008 по делу № А43-5958/2008  заявление Уткина В.Г. удовлетворено и на Комитет возложена обязанность в 5-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать проект границ для утверждения в администрацию района.

16.01.2009 администрация Кстовского муниципального района издала распоряжение № 41-р об утверждении проекта территориального землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка, общей площадью 113970 кв.м., в том числе участок № 1 площадью                   21558 кв.м. и участок № 2 площадью 92412 кв.м., вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов».

На основании указанного ненормативного правового акта общество с ограниченной ответственностью «Земля» выполнило в отношении спорного земельного участка для уточнения местоположения участков комплекс работ по установлению и согласованию местоположения границ данных земельных участков со смежными землепользователями.

02.02.2009 общество с ограниченной ответственностью «Земля» изготовило землеустроительное дело, материалы которого значительно расходились с содержанием согласованного проекта территориального землеустройства.

В связи с этим Предприниматель обратился 11.02.2009 в общество с ограниченной ответственностью «Земля» и администрацию района с заявлениями о выдаче оригинала землеустроительного дела, проекта территориального землеустройства, а также всех документов, необходимых для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Изготовленные Кстовским межрайонным филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» кадастровые паспорта №№ 5226/303/09-2400, 5226/303/09-2401 испрашиваемых земельных участков заявитель представил 24.02.2009 в Комитет для принятия решения о предоставлении ему в аренду  двух земельных участков площадью 21558,0 кв.м. и 92412,0 кв.м.

Письмом № 15/685 от 04.03.2009 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области сообщил заявителю о возможности предоставления ему испрашиваемых земельных участков лишь при условии, что в течение месяца с момента опубликования в СМИ сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования не поступят иные заявления. При подаче двух и более заявлений такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Уткин В.Г. не согласился с тем, что в установленный законом срок администрация района не приняла решение о заключении с ним договора аренды земельных участков, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации района и Комитета не соответствует положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия для ее осуществления.

Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы администрации района и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного акта, решения, действия (бездействия)  органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным актом, решением, действием (бездействием)  органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя  принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и  заключение соответствующего договора (в данном случае договора аренды) с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Из анализа норм статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель установил различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования. В связи с этим процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А11-12616/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также