Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А79-10274/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ________________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир «20» июля 2009 года Дело А79-10274/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 20.07.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гущиной А.М., судей Л.В. Бухтояровой, В.Н. Урлекова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.04.2009 по делу № А79-10274/2008, принятое судьей Степановой В.М. по заявлению Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике о взыскании с государственного унитарного предприятия «Биологические очистные сооружения» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики г.Новочебоксарска задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В судебном заседании приняли участие представители государственного унитарного предприятия «Биологические очистные сооружения» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики – Дементьев М.И. по доверенности от 11.12.2008 № 01-08/1406, Волчек Е.И. по доверенности от 17.07.2009 №01-08/874. Представитель Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя государственного унитарного предприятия «Биологические очистные сооружения» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Государственным унитарным предприятием «Биологические очистные сооружения» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики г. Новочебоксарска (далее – предприятие, ответчик) 03.02.2006 в Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике (далее – Управление, заявитель) представлен расчет фактической платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год, согласно которому плата составила 9 804 263 руб. Управлением проведена проверка представленного предприятием расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой дополнительно начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год в размере 24 242 655 руб. В период с 01.01.2005 по 01.10.2005 предприятие уплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 000 000 руб. С учетом переданной налоговыми органами в соответствии с Порядком передачи органами Федеральной налоговой службы органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду и дальнейшего взаимодействия органов Федеральной налоговой службы и органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части указанной платы по вопросам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом и инициирования процедур банкротства, утвержденным приказом Ростехнадзора и ФНС России от 01.11.2005 № 806/САЭ-3-21/553, переплаты по состоянию на 01.01.2005 в сумме 551 217 руб. 68 коп., размер задолженности предприятия за 2005 год по состоянию на 23.10.2008 составил 28 495 700 руб. 32 коп. В адрес предприятия выставлено требование № 163 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д.15). Поскольку в установленный в требовании срок (до 24.11.2008) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду предприятием в добровольном порядке не погашена, Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с предприятия 28 495 700 руб. 32 коп. В связи с представлением предприятием уточненных поквартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год, уменьшением Управлением суммы дополнительно начисленной платы заявитель изменил заявленные требования и просил взыскать задолженность по плате в сумме 4 381 625 руб. 72 коп.(т.1 л.д.137). Решением от 06.04.2009 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с вынесенным Арбитражным судом Чувашской Республики судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя апелляционной жалобы, плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом, поэтому к данным правоотношения законодательство о налогах и сборах применяться не может. Ссылаясь на пункты 2, 3 статьи 192, статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление считает, что, подав исковое заявление 29.12.2008, не нарушило срок исковой давности по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как он истекает 31.12.2008. Заявитель полагает, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду следует из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, от 12.06.2003 № 344. Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило. Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к апелляционной жалобе просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представители предприятия в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления. В судебном заседании 13.07.2009 объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 20.07.2009. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Пункт 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду. Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, названный закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения – виды негативного воздействия на окружающую среду. Субъектами таких платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в общей форме облагаемую базу – выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны. Статьей 8 Закона № 7-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок). Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О постановление Правительства Российской Федерации № 632 признано сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации. В Определении выражена правовая позиция, согласно которой до введения в действие положений статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих налоги и сборы в сфере природопользования в части, касающейся платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду и иное вредное воздействие на нее, сохраняется прежний порядок взимания этих платежей, урегулированный указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии со сформулированной Определением Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией платеж за негативное воздействие на окружающую природную среду является обязательным индивидуально-возмездным федеральным платежом, который предназначен для возмещения соответствующих расходов и затрат публичной власти (в том числе за предоставление определенных прав или выдачу разрешений), то есть носит компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, к которым положения Налогового кодекса Российской Федерации не применяются. Поэтому вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьями 46,47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, является ошибочным. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Согласно статье 18 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" в 2005 году применяются нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, с поправкой на коэффициент 1,2. Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (Приложение 1) и Федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2004) функции администратора платы возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Из материалов дела следует, что предприятие в процессе своей деятельности оказывало негативное воздействие на окружающую среду, являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществлением размещения отходов производства и потребления, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Факт осуществления в 2005 году деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, предприятием не оспаривается. В нарушение Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 03.03.1993 № 04-15/61-638, Минфина Российской Федерации № 19, Госналогслужбы Российской Федерации № ВГ-6-02/10, предприятием не сдавались расчеты по фактическим размерам платы за загрязнение окружающей природной среды не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчет фактической платы за загрязнение окружающей среды сдан предприятием 03.02.2006 за весь 2005 год, согласно которому размер платы составил 9 804 263 руб. (т.1 л.д.8-14). Однако предусмотренную статьей 16 Закона № 7-ФЗ обязанность по внесению платежей за 2005 год за вредное воздействие на окружающую природную среду предприятие в полном размере не исполнило. Согласно расчетам Управления (т.1 л.д.138-140) размер фактической платы предприятия за 2005 год составил 9 932 843 руб. 40 коп. С учетом произведенной предприятием оплаты в сумме 5 000 000 руб. и имеющейся переплаты по состоянию на 01.01.2005 размер задолженности ответчика по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год составил 4 381 625 руб. 72 коп. Представленный заявителем расчет судом проверен, нарушений при его составлении не выявлено. В указанном расчете заявителем правильно применен норматив платы по «взвешенному веществу». Расчет и размер платы в сумме 4 381 625 руб. 72 коп. ответчиком не оспариваются (протокол судебного заседания от 13.07.2009). Спор возник в связи с тем, что, по мнению ответчика, заявитель имел возможность предъявить требования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-3 кварталы 2005 года в пределах срока исковой давности, по пропустил указанный срок. В отношении 4 квартала 2005 года ответчик указывает на отсутствие законодательно установленного срока внесения платы и, как следствие, отсутствие обязанности по внесению платы за данный период. Довод предприятия об отсутствии в указанный период срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не принимается Первым арбитражным апелляционным судом во внимание, поскольку обязательства по внесению платежей возникают с момента подачи соответствующего расчета. Кроме того, срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557, в соответствии с которым срок внесения платы, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Данный Приказ принят взамен утратившего силу Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 03.03.1993 № 04-15/61-638, Минфина Российской Федерации № 19, Госналогслужбы Российской Федерации № ВГ-6-02/106, согласно которому перечисление платы за загрязнение окружающей Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А11-11591/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|