Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А14-8846-2008/272/34. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                        

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

                   П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля    2009 г.                                Дело № А14-8846-2008/272/34

Г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена    09 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено     12 февраля 2009 г.

 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                            Миронцевой Н.Д.

судей:                                                          Семенюта Е.А.,

                                                                                   Шеина А.Е.

 при ведении протокола судебного заседания   секретарем Бутыриной Е.А.

при участии в судебном заседании:

от Воронежской таможни:  Синецкий П.В. – гл.государственный таможенный инспектор по доверенности № 043 от 15.09.08 г., удостоверение ГС № 168035 действительно до 25 декабря 2012 г.,

от ООО «ЕвроТехМет»: Пауль А.Г. – представитель по доверенности от 26.08.06 г., удостоверение № 36/1464 от 12.02.04 г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение арбитражного суда Воронежской области от 07.11.08 г.  по делу № А14-8846-2008/272/34, принятое судьей Кораблевой Г.Н., по заявлению ООО «ЕвроТехМет» об оспаривании бездействий таможни,

УСТАНОВИЛ:

  общество с ограниченной ответственностью ЕвроТехМет»   обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным   бездействия Воронежской таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска огнеупорной легковесной массы на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L в количестве 99180 килограмм, переданной на склад временного хранения 26.05.2008г. и 27.05.2008г. ( с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).

Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.11.08 г. по делу № А14-8846-2008/272/34  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом,  Воронежская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, таможня указывает на то, что суд не исследовал в нарушение ст. 9 АПК РФ  доказательства по делу, допустил нарушение прав ответчика на предоставление доводов,  в связи с чем сделал неправильный вывод о том, что таможней неправильно определен код товара. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд,  пришел к неверному выводу о том, что таможенный орган необоснованно запросил  у декларанта заключение Ростехнадзора, поскольку предоставление при таможенном оформлении заключения об отнесении декларируемых товаров к не подпадающим под действие запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, выдаваемого уполномоченным федеральным органом власти, предусмотрено п.п. «д» п.1 приложения 2 Приказа ФТС России от 25.04.07 г. № 536. С учетом анализа ст.149 ТК РФ, течение срока выпуска товара  приостанавливается в случае запроса дополнительных документов. После получения  07.08.08 г. заключения Федеральной службы по экологическому , технологическому и атомному надзору от 01.08.08 г. № 14-05/4106 товар был незамедлительно выпущен.  По мнению таможни, она представила суду неоспоримые доказательства правомерности своих действий.

Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроТехМет» не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В своем отзыве на жалобу указывает на то, что суд не вышел за рамки заявленных требований и рассмотрел уточненные требования Общества, в связи с чем, решение суда соответствует требованиям ст.170 АПК РФ. Кроме того, Общество полагает, что довод таможни о том, что решение о корректировке классификационного кода товара соответствует таможенному законодательству, является неверной, поскольку из системного толкования  п.16 Инструкции о действиях должностных и лиц и п.14 видно, что первоначально принимается решение о классификации товара, а затем на основании этого решения вносятся записи в таможенную декларацию. Также, Общество ссылается, на то, что Ростехнадзор не является органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и не может утверждать перечни документов, необходимых для  таможенного оформления. Заявитель по делу ввозил на территорию товар, который ни по наименованию, ни по физическим и химическим характеристикам, ни по коду ТН ВЭД на подпадал под действие каких-либо запретов и ограничений.  Направленное заявителем в таможню письмо Ростехнадзора № 143 от 17.06.08 г. не являлось заключением, на основании которого товар был выпущен. Таким образом, Таможня изначально требовала от Общества предоставление документа Ростехнадзора, который не влиял на выпуск товара.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свою правовую позицию по спору.

Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

  20.06.2007 Общество и АО Магнезитовый завод "ROPCZYCE" S.A. (Польша) заключили внешнеэкономический контракт №04/07 РФ на поставку товаров.

В мае 2008 года Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с данным договором огнеупорную легковесную массу на основе кварцита марки IZOMIX UZI/L в количестве 99180 килограмм. Товар поступил 26 и 27 мая 2008 года на склад временного хранения

30.05.2008 Общество подало в таможню грузовую таможенную декларацию (далее – ГТД) с целью оформления вывоза поставляемого по контракту товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. В графе 31 ГТД Общество указало наименование товара согласно вышеназванному приложению к контракту, а в графе 33 - код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее – ТН ВЭД). Декларантом также представлены товаросопроводительные документы и другие, предусмотренные статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 №536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом». В графе 33 ГТД был заявлен код товара - 381600, который соответствует коду огнеупорных составов, указанному в ТН ВЭД России.

Таможенный орган отказал в принятии декларации, ссылаясь на отсутствие заключения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и документального подтверждения способа получения товара. Отказ оформлен отметкой на описи к грузовой таможенной декларации.

Впоследствии заявитель дважды представлял в таможенный орган таможенную декларацию (10.06.2008 и 16.06.2008), таможенный орган отказывал в принятии декларации, мотивируя отсутствием разрешительного документа на ввоз товара согласно постановлению Правительства российской Федерации от 17.07.2003 №442 «О трансграничном перемещении отходов».

20.06.2008 заявитель в четвертый раз представил в таможенный орган грузовую таможенную декларацию на ввезенный товар, которая была принята (ГТД №10104070/200608/0001836).

В этот же день таможенный орган направил заявителю требование, в соответствии с которым Обществу предлагалось представить заключение Ростехрегулирования РФ на ввоз товара в соответствии с упомянутым постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 №442, и уведомление о необходимости представления письма о способе применения товара, заключение Ростехрегулирования РФ.

20.06.2008 таможенный орган вынес постановление о назначении химической и товароведческой (комплексной) экспертизы ввезенного товара.

09.07.2008 подготовлено заключение эксперта № 1012.

09.07.2008 таможенный орган направил заявителю требование и уведомление, в которых указал на несоблюдение запретов и ограничений при ввозе товара и предложил Обществу представить заключение уполномоченного органа на ввоз товара - заключение Ростехрегулирования (Ростехнадзора).

Таможенный орган принял решение от 18.07.2008 о корректировке кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанного Обществом, на код 2621900000 (отнесение спорного товара к опасным отходам, указанным в постановлении Правительства РФ от 17.07.2003 №442).

Таможенный орган направил заявителю также требование и уведомление от 18.07.2007г., которыми потребовал осуществить корректировку заявленных сведений о классификации товара, представить заключение санитарно-эпидемиологической службы и заключение уполномоченного органа на ввоз товара.

Общество 01.08.2008г. направило заявителю письмо Ростехнадзора №14-05/410 от 01.08.2008г. (ответ на запрос заявителя от 17.06.2008г.). Из данного письма следует, что декларируемый товар не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 №442 «О трансграничном перемещении отходов».

07.08.2008 г. таможенный орган произвел выпуск товара.

Не согласившись с действиями таможни, Общество обратилось за судебной защитой.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно ст. 40 Таможенного кодекса РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации (то есть в отношении товаров определяется классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ ТН ВЭД). В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

В соответствии со ст. 367 Таможенного кодекса РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Пунктом 30 Инструкции "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (утв. приказом ГТК РФ N 1356 от 28.11.2003) при проведении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации, а также контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД.

В силу пункта 2 статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров в таможенный орган представляются, в частности, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения. В этой же статье указываются случаи, когда таможенный орган может отказать в принятии декларации. Одним из таких случаев является непредставление документов, необходимых для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 ТК РФ;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ (п. 1 ст. 152 ТК РФ).

Как указано в пункте 1 статьи 153 ТК РФ, при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.

Пунктом 5 статьи 153 ТК РФ предусмотрено, что при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным данным Кодексом.

Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены.

Из материалов дела усматривается, что  заявителю отказано в принятии таможенной декларации в виду отсутствия заключения Ростехнадзора.

Однако

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А64-5201/08-9. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также