Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 по делу n А14-20244/2005. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

24 мая 2006 года                                                             Дело № А14-20244/2005

г.Воронеж                                                                                                       623/9                                                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2006 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  24 мая 2006 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Потихониной  Ж.Н.

судей                                                                                       Суховой И.Б.,

                                                                                                 Шеина А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Пучниной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Главного финансового управления Воронежской области, г.Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2006 года по делу № А14-20244/2005/623/9 (судья Коновкина Т.М.),

при участии:

от ОАО «ЦентрТелеком, от Администрации Воронежской области, от Главного финансового управления Воронежской области, от Администрации Воробьевского района Воронежской области: не явились, извещены надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          Открытое акционерное общество «Центральная телекоммуникационная

 компания» в лице Воронежского филиала (далее – ОАО «ЦентрТелеком», истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к субъекту Российской Федерации – Воронежской области в лице Администрации Воронежской области о взыскании за счет казны Воронежской области 43 389 руб. в возмещении убытков, причиненных не возмещением расходов на реализацию льгот по оплате услуг за пользование радио, установленных Федеральным Законом Российской Федерации № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (далее – ФЗ РФ «О ветеранах»), за период с сентября по декабрь 2002 года.

В ходе рассмотрения дела, по ходатайству истца, суд на основании ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Главное финансовое управление Воронежской области.

  Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2006г. исковые требования ОАО «ЦентрТелеком» удовлетворены, с Главного финансового управления Воронежской области в пользу ОАО «ЦентрТелеком» взыскано 43 389 руб. в возмещение убытков, в удовлетворении исковых требований к Администрации Воронежской области было отказано.

  Не согласившись с принятым решением, Главное финансовое управление Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение арбитражным судом первой инстанции норм материального права и необоснованность решения, в связи с чем просит его отменить.

  Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что субъект РФ - Воронежская область полностью выполнила свои обязательства и средства, предусмотренные в областном бюджете на 2002 год на реализацию льгот, установленных ФЗ  РФ «О ветеранах», были выделены в Воробьевский район Воронежской области в полном объеме из бюджета области.

Кроме того, заявитель считает, что Главное финансовое управление Воронежской области не может выступать в интересах казны Воронежской области.

При этом заявитель жалобы ссылается на то, что согласно Уставу Воронежской области и Закону Воронежской области № 86-з от 17.03.1997 г. «Об управлении государственной собственностью Воронежской области» - права собственника от имени Воронежской области, в том числе и в отношении казны Воронежской области, в состав которой входят средства областного бюджета, иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, осуществляет Администрация Воронежской области, в связи с чем, только ею осуществляется расходование бюджетных и внебюджетных средств из казны.

Представители истца, ответчика - Администрации Воронежской области и третьего лица в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ, апелляционная жалоба  рассматривалась в их отсутствие, поскольку  суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы,  арбитражный  апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2006 года - отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28 января 2002 года между отделом социальной защиты населения администрации Воробьевского района Воронежской области и филиалом Открытого акционерного общества «Воронежсвязьинформ» Бутурлиновским РУЭС (далее – ОАО «Воронежсвязьинформ»)  был заключен договор в соответствии с Постановлением Администрации Воронежской области №153 от21.02.01г. «Об утверждении Временного порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», в Воронежской области».

По условиям данного договора ОАО «Воронежсвязьинформ» обязалось своевременно оказывать услуги по пользованию радио на льготных условиях жителям Воробьевского района Воронежской области, а отдел социальной защиты населения администрации Воробьевского района Воронежской области принял на себя обязательство производить возмещение понесенных расходов на реализацию льгот в пределах средств, полученных на эти цели из областного бюджета.

Согласно решению общего собрания акционеров ОАО «Воронежсвязьинформ» от 20.02.2002г. и решению общего собрания акционеров ОАО «Центртелеком» от 22.02.2002г., ОАО «Воронежсвязьинформ» реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Центртелеком», являющемуся его правопреемником.

   В течение 2002 года расходы ОАО «ЦентрТелеком» по предоставлению ветеранам Воробьевского района Воронежской области услуг по пользованию радио на льготных условиях в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» составили 131 389 руб. 00 коп., что подтверждается актами сверок. Однако возмещение истцу указанных расходов произведено лишь частично на сумму 88 000,00 руб. 

  Ссылаясь на то, что расходы истца по предоставлению льгот в виде 50% скидки абонентской платы за пользование радио не были компенсированы субъектом Российской Федерации в полном объеме, а именно за сентябрь (частично) - декабрь 2002г. в сумме 43 389 руб., истец обратился в суд с иском к субъекту Российской Федерации – Воронежской области в лице Администрации Воронежской области о взыскании за счет казны убытков в указанном размере.

В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в период предоставления льгот), расходы на реализацию льгот по оплате коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения  данных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  Расходы органов  государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов  субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

  Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно, исходил из того, что причинение истцу убытков в сумме 43389 руб. 00 коп. связано с предоставлением законно установленных льгот, расходы по возмещению которых в силу прямого указания ФЗ РФ «О ветеранах» относятся за счет средств бюджета субъекта РФ, а также с неисполнением субъектом РФ своих обязательств  по финансированию за счет средств соответствующего субъекта затрат, произведенных истцом в связи с реализацией льгот, установленных вышеназванным Законом.  

   Доводы заявителя жалобы о недостаточности финансирования суд считает несостоятельными, так как право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного или недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

ФЗ РФ «О ветеранах» не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере, в том числе в объеме бюджетного финансирования.

   Однако, арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании причиненных истцу убытков в сумме 43389 руб. с субъекта РФ в лице Главного финансового управления за счет казны Воронежской области по следующим основаниям.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

          Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

          В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

          В силу п.3 ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    В статье 17 Федерального Закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) указано, что в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

          В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

  Согласно подпункту «д» пункта 2 ст. 21 вышеназванного Закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в том числе управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

          В соответствии со ст. ст. 34, 35 Устава Воронежской области (далее – Устав) - в Воронежской области установлена система органов исполнительной власти во главе с Администрацией области, которая является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.

  Собственником областной государственной собственности является Воронежская область как субъект Российской Федерации. От имени Воронежской области права собственника в отношении областной государственной собственности, к которой помимо средств областного бюджета относится и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, осуществляют органы государственной власти области в рамках их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством (ст. ст. 68 и 69 Устава).

Согласно ст. 38 Устава к компетенции Администрации области относится управление и распоряжение областной собственностью в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также федеральной собственностью, переданной в управление Воронежской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

          В силу ст. 12 Закона Воронежской области № 86-з «Об управлении государственной собственностью Воронежской области», принятого Воронежской областной Думой 17.03.1997г., средства областного бюджета и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну Воронежской области.

          Администрация Воронежской области в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет правомочия собственника в отношении казны Воронежской области.

          Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Главное финансовое управление Воронежской области может выступать от имени казны Воронежской области по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти или должностных лиц Воронежской области, поскольку такие полномочия законодательством предоставлены именно Администрации Воронежской области.

          Положение о Главном финансовом управлении Воронежской области, утвержденное Постановлением Администрации Воронежской области № 646 от 15.07.2005 г., не

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 по делу n А35-50/05-С2. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также