Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n КСНИМ».. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

24 ноября 2008 года                                                     № А14-3997/2008/164/10

г. Воронеж                                                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября  2008 г.

Полный текст постановления изготовлен  24 ноября 2008 г.

          Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Сергуткиной В.А.,

судей:                                                                                       Семенюты Е.А.,

                                                                                                  Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 года по делу № А14-3997/2008/164/10  (судья Есакова М.С.),

принятое по заявлению муниципального образования Острогожский муниципальный район Воронежской области (г. Острогожск) в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от КУМИ Острогожского муниципального района Воронежской области: Тищенко Л.Д., председателя комитета, распоряжение № 113-р от 13.05.2002 года;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области: не явились, извещено надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование Острогожский муниципальный район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района Воронежской области (далее – муниципальное образование) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее – УФРС по Воронежской области, регистрирующий орган) от 18.04.2008г. № 20/003/2008-381 в государственной регистрации права собственности муниципального образования Острогожский муниципальный район Воронежской области на нежилое помещение (магазин) общей площадью 267,6 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск,  ул. Комсомольская,  д. 62  и   обязании УФРС  по Воронежской области произвести государственную регистрацию   права собственности на указанный объект недвижимости.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 г. и отказать муниципальному образованию в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение федерального органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, является основанием возникновения права собственности  на указанное в данном решении имущество. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом № 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанным решением.

При этом Распоряжение Правительства РФ № 1555-2р от 30.09.2005 г. не содержит указания на дату возникновения права. В этой связи, как полагает регистрирующий орган, право собственности Острогожского муниципального района возникает на общих основаниях, то есть с момента государственной регистрации права собственности  в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того, регистрирующий орган, со ссылкой на статью 13 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., полагает, что поскольку право собственности на нежилое помещение (магазин) зарегистрировано не было, то переход права на объект недвижимого имущества регистрации не подлежит.

Также заявитель апелляционной жалобы считает, что представленная муниципальным образованием выписка из реестра федерального имущества не относится к документам-основаниям для государственной регистрации, подтверждающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество. При этом, УФРС по Воронежской области указывает на то, что в данной выписке в качестве основания внесения в реестр указано решение Совета народных депутатов Острогожского муниципального района Воронежской области от 14.06.2006 г., которое на регистрацию не представлялось, и при проведении правовой экспертизы документов невозможно было оценить выписку в совокупности с другими документами.

К тому же регистрирующий орган полагает, что представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям статьи 18 Закона о регистрации и не содержат сведений о фактической передаче спорного нежилого помещения.

 Представитель муниципального образования считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Просит в удовлетворении  апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя муниципального образования, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Постановлением Острогожского районного Совета народных депутатов от 28.05.2003 г. № 236 по обращению государственного учреждения Домоуправление № 5 Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа (далее – ГУ Домоуправление № 5 КЭЧ МВО) утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Острогожского района Воронежской области (далее – Перечень), куда вошел и жилой дом общей площадью 3503,6 кв.м. со встроено-пристроенным помещением магазина площадью 268,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Острогожск, ул. Комсомольская, д. 62.

Острогожским районным Советом народных депутатов в Правительство РФ направлено предложение о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, состоящих на балансе Воронежской КЭЧ МВО и расположенных на территории Острогожского муниципального района Воронежской области, согласно вышеуказанному Перечню, из федеральной в муниципальную собственность.

Предложение согласовано с Минэкономразвития, Министерством обороны и Воронежской областью. Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2005 г. № 1552-р предложение Острогожского Совета народных депутатов принято.

На основании распоряжения Правительства № 1552-р между Воронежской КЭЧ МВО и КУМИ Острогожского района Воронежской области 01.11.2005 г. подписан акт приемки-передачи объекта – жилого дома № 62 по ул. Комсомольской Острогожского района Воронежской области, а также акт приемки-передачи здания (сооружения). Согласно данным документам в площадь переданного жилого дома вошла и площадь встроено-пристроенного помещения (магазина). Акт приема-передачи объекта согласован с заместителем руководителя ТУ Росимущеста по Воронежской области и утвержден главой Острогожского муниципального района Воронежской области.

На основании совершенной передачи жилой дом № 62 по ул. Комсомольской г. Острогожска Воронежской области со встроено-пристроенными помещениями был включен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района Воронежской области в реестр муниципальной собственности Острогожского муниципального района Воронежской области. Данный факт подтверждается выпиской из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Острогожского муниципального района Воронежской области от 10.10.2007 г.

20.02.2008 г. муниципальное образование – Острогожский муниципальный район Воронежской области обратилось в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (магазин), общей площадью 267,6 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Косомольская, д. 62.

В качестве приложения к заявлению были представлены Постановление Острогожского районного Совета народных депутатов Воронежской области № 236 от 28.05.2003 г.; Распоряжение Правительства РФ № 1552-р от 30.09.2005 г.; Акт приема-передачи объекта жилищно-коммунального хозяйства (социально-культурной сферы) в г. Острогожске Воронежской области от 01.11.2005 г.

19.03.2008 г. государственная регистрация права муниципальной собственности была приостановлена по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 19.04.2008 г. и запрошены документы, подтверждающие регистрацию перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Сообщением УФРС по Воронежской области № 20/003/2008-381 от 18.04.2008 г. муниципальному образованию отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (магазин) площадью 276,6 кв.м. со ссылкой на абзацы 4, 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ по следующим основаниям:

– документы, подтверждающие передачу в собственность Острогожского муниципального района Воронежской области нежилого помещения (магазина) по ул. Комсомольской, д. 62 г. Острогожска, как самостоятельного объекта недвижимости, на государственную регистрацию не представлены;

– поскольку в распоряжении Правительства отсутствует дата возникновения права муниципальной  собственности,  право  собственности  Острогожского  муниципального района Воронежской области на спорный объект недвижимости возникает на общих основаниях – с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН);

– государственная регистрация перехода права не возможна ввиду отсутствия в ЕГРН государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект Российской Федерации.

Не согласившись с действиями УФРС РФ по Воронежской области об отказе в регистрации, муниципальное образование обрати­лось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявлявшимся к ним в момент их оформления требованиям, подтверждают фактическую передачу спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В силу статей 13, 16, 17 данного Закона, определяющих перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав, и статьи 18 указанного Закона, документы, представляемые на государственную регистрацию, должны подтверждать наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 25.02.1998 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других прав" разъясняется, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Материалами дела установлено, что выписка из реестра муниципальной собственности не была указана в заявлении муниципального образования от 20.02.2008 г. в качестве документа, являющегося основанием для регистрации, однако она была представлена в регистрирующий орган в числе прочих документов. Данный факт Управлением ФРС РФ по Воронежской области не оспаривается.

Таким образом, поскольку истец при обращении в регистрирующий орган в качестве правоустанавливающего документа представил выписку из реестра муниципальной собственности № 453 от 10.10.2007 г., которая подтверждает фактическую передачу спорного нежилого помещения в собственность муниципального образования, суд области пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа в регистрации права.

По вышеуказанному основанию суд апелляционной инстанции признает также несостоятельным довод регистрирующего органа о том, что выписка из реестра федерального имущества не является документом-основанием для государственной регистрации, подтверждающим наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество.

Не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности и отсутствие в распоряжении Правительства  № 1552-р от 30.09.2005 г. указания на момент возникновения у муниципального образования права собственности. Данный вывод суда области признается судом

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n А14-9939/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также