Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу n А48-3747/08-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 ноября 2008 года                                                    Дело № А48-3747/08-13

г. Воронеж                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                         

Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.11.2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Семенюта Е.А.

судей                                                                                           Шеина А.Е.

                                                                                           Сергуткиной В.А. 

                                                                              

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.

при участии:

от ООО «Гермес»: Исаев И.В. – представитель по доверенности б/н от 25.09.3008 г., паспорт серии 54 05 №873264 выдан Советским РОВД города Орла 02.08.2005 г.;

от ИФНС России по Заводскому району г. Орла: представители не явились, надлежаще уведомлены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2008 г. по делу № А48-3747/08-13 (судья Капишникова Т.И.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гермес» к Инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

                                                                                                                                                                                            

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла (далее Инспекция, налоговый орган) от 04.09.2008 г. №197 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности по части З статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об   административных правонарушениях за нарушение п.9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55, при реализации алкогольной продукции.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Постановление Инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла от 04.09.2008 г. №197 признано незаконным и отменено полностью.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла обратилась с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить оспариваемое судебное решение, отказать ООО «Гермес» в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила.

Представитель ООО «Гермес» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.

В порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей налогового органа.

В судебном заседании 11.11.2008 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 18.11.2008 г.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителя Общества, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене.

Из материалов дела видно, что на основании поручения начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заводскому району г. Орла N 198 от 30.08.2008 г. должностными лицами налогового органа проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта , алкогольной и спиртосодержащей продукции магазина ООО «Гермес», осуществляющего торговую деятельность в магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Орел, ул. Машкарина, 12-а.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в недоведении до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления налоговым органом акта проверки N 000061 от 30.08.2008 г.

01 сентября 2008 г. ИФНС России по Заводскому району г. Орла в отношении ООО "Гермес" составлен протокол об административном правонарушении N 344.

04.09.2008 г. по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении налоговым органом вынесено постановление N 197 о привлечении ООО "Гермес" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствующие о наличии события и состава административного правонарушения, нарушении налоговым органом процедуры проведения проверочных мероприятий.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23 Закона N 171 -ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом Правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно п. 1 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 (далее - Правила) данные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Соблюдение указанных Правил и требований, установленных в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, является обязательным для продавца, под которым понимаются организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Нарушение данных Правил составляет объективную сторону административных правонарушений, в том числе предусмотренных статьей 14.16 КоАП РФ, и влечет административную ответственность в виде штрафа в пределах санкции соответствующих норм.

В соответствии с ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных (не перечисленных в ч. 1, 2 ст. 14.16 КоАП РФ) Правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

На основании п. 9 Правил данные Правила продажи в наглядной и доступной форме должны быть доведены продавцом до сведения покупателей.

Налоговым органом в ходе проведения проверки было установлено, что в уголке прав потребителей, расположенном в магазине «Продукты», не доведены до сведения покупателей указанные Правила, что отражено в  материалах по делу о привлечении ООО «Гермес» к административной ответственности.

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Апелляционная инстанция находит, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО «Гермес» к административной ответственности, подтверждены достоверными доказательствами, представленными налоговым органом.  

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Исследовав в соответствии с требованиями арбитражного процессуального законодательства представленные материалы, апелляционная инстанция пришла к выводу, что привлекая ООО «Гермес» к административной ответственности, ИФНС России по Заводскому району г.Орла не допустила существенных нарушений, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом имеющихся доказательств, апелляционная инстанция находит, что факт нарушения Обществом требований пункта 9 Правил подтвержден материалами налоговой проверки.

Так, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда области о несоответствии требованиям законодательства и отсутствии юридической силы поручения начальника ИФНС России по Заводскому району г. Орла от 30.08.2008 г. №198 , поскольку в нем не указано наименование юридического лица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, его юридический адрес и адрес места расположения проверяемой точки, а также отсутствуют данные о должностных лицах правоохранительных органов, фактически участвовавших при проведении проверки.

Из имеющегося в деле поручения следует, что проверка предприятий всех форм собственности, расположенных на территории Заводского района г. Орла, по вопросу соблюдения правил розничной торговли алкогольной продукцией, спиртосодержащей непищевой продукцией, соблюдения ФЗ №171-ФЗ от 22.11.1995 г., исполнения ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 г. поручена главному госналогинспектору Анпилогову И.И., госналогинспектору Колмак Ю.А., специалисту 3 разряда Орехову А.Н.

Как видно из акта №000061 от 30.08.2008 г. проверка Общества была проведена названными в поручении лицами - главным госналогинспектором Анпилоговым И.И., госналогинспектором Колмак Ю.А.

Объяснение продавца Голосовой Я.Н. от 30.08.2008 получено главным госналогинспектором Анпилоговым И.И.

Протокол б/н от 30.08.2008 г. осмотра магазина «Продукты», принадлежащего ООО «Гермес» был также произведен указанными лицами.

Протокол об административном правонарушении №344 от 01.09.2008 г. составлен главным госналогинспектором Анпилоговым И.И.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что проверка была проведена лицами, указанными в поручении.

Тот факт, что в поручении на проведение проверки не указано конкретное юридическое лицо, в отношении которого проводились контрольные мероприятия, не может быть принят во

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу n А64-2317/08-26. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также