Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А14-2545/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                        

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

                   П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Воронеж 

27 октября  2008 года                                         Дело № А14-2545/2008/70/23

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября  2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября   2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи      Миронцевой Н.Д.

судей:                                          Семенюта Е.А.

                                                             Сергуткиной В.А.

 при ведении протокола судебного заседания   Бутыриной В.А.

В судебное заседание явились:

от Управления федеральной регистрационной службы по Воронежской области:  Коробова Е.Н.  – начальник отдела правового обеспечения и судебной защиты по доверенности № 01-д от 09.01.2008 выдана на срок до 31 декабря 2008 года;

от  ТУФА УФИ по Воронежской области: Недзельский Денис Феликсович - специалист-эксперт по доверенности от 02.10.2008,  удостоверение № 49 от 15.10.2007;

Из вызванных в заседание не явились:

от Поповой Н.Н.: –  представители не явились, надлежаще извещена.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФРС по Воронежской области на решение арбитражного суда  Воронежской области от 23.06.08 г. по делу № А14-2545/2008/70/23 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области к УФРС по Воронежской области, с участием третьего лица – Попова Н.Н., об оспаривании отказа от 07.03.08 г. № 25/2008-141

 

                                                 УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее по тексту - ответчик) от 07.03.2008г. №25/2008-141 в государственной регистрации права федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, д. 12, кв. 21, ком. 2, обязании ответчика зарегистрировать право федеральной собственности на вышеназванную комнату в коммунальной квартире.

Решением арбитражного суда Воронежской области от 23.06.08 г.  по делу № А14-2545/08/70/23 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом,  заявитель жалобы указывает на то, что  выписка из реестра федерального имущества не относится к документам – основаниям для государственной регистрации. Кроме того, управление ссылается на  п.1 приложения № 3 к Постановлению № 3020-1, в соответствии с которым объекты жилого фонда относятся к муниципальной собственности. Поскольку спорный объект недвижимости не подпадает под перечень имущества, относящегося исключительно к федеральной собственности, у государственного регистратора возникло сомнение в наличии оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на спорную квартиру.

В настоящее судебное заседание Попова Н.Н. не явилась. В материалах дела имеются доказательства ее надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие Поповой Н.Н. в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

В настоящем судебном заседании представитель УФРС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.

  В судебном заседании удовлетворено ходатайство  представителя ТУФА УФИ по Воронежской области   о приобщении к материалам дела заверенных копий решения от 24.10.2005, договора купли-продажи № 21 от 26.08.1992, дополнительного соглашения от 18.02.1994 с приложением, распоряжения № 50-р от 01.03.2006, постановления ФАС ЦО от 12.05.2006, постановления от 21.12.2005, представленных  во исполнение определения суда от 09.09.08 г., а также надлежащим образом заверенную копию регистрационного дела, в подтверждение доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

    Изучив материалы дела, апелляционная инстанция установила следующее.

             21.01.2008г. Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа ТУФАУФИ по Воронежской области обратилась в Управление ФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности на комнату в коммунальной квартире, общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, д. 12, кв. 21, комната 2.

Сообщением от 07.03.2008г. № 25/2008-141 заявителю отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (далее по тексту – Закон №122-ФЗ), поскольку представленная на государственную регистрацию выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим документом.

Не согласившись с данным отказом, ТУФАУФИ обратилось за судебной защитой.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

  Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" /далее - Закон и государственной регистрации/. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.

  В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 того же Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2004) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия,        возникновения,                                прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона № 122-ФЗ от 21.07.97 (с изменениями), является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких   актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.

          Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности   на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

Исходя из смысла  данного постановления, вопрос об обоснованности включения  в соответствующий реестр объектов недвижимости   исследуется  арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.

Судом установлено, что представленные заявителем на регистрацию документы, в том числе выписка из федерального реестра,  не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

Согласно п. 1 Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в Федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества" Управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность   принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

  Указанными   решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность    устанавливается Правительством Российской Федерации.  

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

С учетом дополнительно представленных решения арбитражного суда Воронежской области от 24.10.05 г.,  договора купли-продажи № 21 от 26.08.92 г.,  дополнительного соглашения от 18.02.94 г., приложения к указанному соглашению, Распоряжения от 01.03.06 г. № 50-р «О внесении в реестр федерального имущества  имущества казны Российской Федерации», постановления кассационной инстанции от 12.05.06 г., следует, что спорный объект относится к

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А14-1510/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также