Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу n А35-2301/08-С11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 октября 2008 года                                                                 Дело № А35-2301/08-с11

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 23.10.2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                                    Маховой Е.В.,

судей:                                                                                                           Барковой В.М.,

Безбородова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е.Н.,

из вызванных в судебное заседание явились:

от УФК по Курской области: Трусевич Н.Н., главный специалист-эксперт, доверенность б/н от 10.01.2008 г.;

от Министерства финансов РФ: Трусевич Н.Н., главный специалист-эксперт, доверенность б/н от 10.01.2008 г.;

из вызванных в судебное заседание не явились:

от ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4»: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Комитета социального обеспечения Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Комитета финансов Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Комитета ЖКХ Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала «Курская региональная генерация» и апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 18.08.2008 г. по делу № А35-2301/08-с11 (судья Гринева А.В.) по иску открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала «Курская региональная генерация» к Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц: Комитета ЖКХ Курской области и Комитета финансов Курской области, о взыскании убытков в размере 212 125 руб. 45 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания    № 4» в лице филиала «Курская региональная генерация» (далее – ОАО «ТГК № 4») обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области (далее – Комитет социального обеспечения Курской области) о взыскании 212 125 руб. 45 коп. убытков, возникших вследствие предоставления мер социальной поддержки населению в виде льгот по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.

Определением Арбитражного суда Курской области от 08.07.2008 г. к участию в деле в качестве второго ответчика от имени Российской Федерации привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов РФ).

Решением Арбитражного суда Курской области от 18.08.2008 г. исковые требования ОАО «ТГК № 4» удовлетворены частично, с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «ТГК № 4» взыскано 179 768 руб. 25 коп. убытков. В удовлетворении требований ОАО «ТГК № 4» к Комитету социального обеспечения Курской области отказано.

Определением Арбитражного суда Курской области от 29.08.2008 г. исправлена опечатка в вводной части решения суда, вместо номера дела  «№ А35-7554/07-с11» определено читать номер дела «№ А35-2301/08-с11».

Не согласившись с решением суда, ОАО «ТГК № 4» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить оспариваемое решение в части, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Считает что, отказывая в части взыскания налога на добавленную стоимость, суд не правильно применил норму ст. 154 НК РФ.

Министерство финансов РФ, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Указав, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что Министерством Финансов РФ была выделена и перечислена Курской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан субвенция. При этом субъектом Российской Федерации в лице уполномоченного органа было отказано истцу в возмещении расходов, понесенных при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, ответственность за образование убытков должна быть возложена на субъект Российской Федерации – Курскую область.

Представитель Министерства финансов РФ и УФК по Курской области в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РФ, в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО «ТГК № 4» просит отказать.

Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось с учетом требований ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей  ОАО «ТГК № 4», Комитета социального обеспечения Курской области, Комитета финансов Курской области, Комитета ЖКХ Курской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В представленных отзывах Комитет социального обеспечения Курской области возражает против удовлетворения апелляционных жалоб, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражения на них, заслушав объяснения представителя Министерства финансов РФ и УФК по Курской области, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «ТГК № 4» в соответствии с  Федеральным законом «О ветеранах» за период с января по июнь 2007 года (включительно) представило указанной категории граждан меры социальной поддержки в виде 50 % скидки по оплате поставленной тепловой энергии.

Комитетом социального обеспечения Курской области  отказано в возмещении расходов, понесенных ОАО «ТГК № 4» при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января по июнь 2007 года, в связи с чем, истец понес убытки, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании 212 125 руб. 45 коп.

Судом первой инстанции правомерно взыскано с Министерства финансов РФ в пользу ОАО «ТГК № 4» 179 768 руб. 25 коп. убытков, за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14-19, 21 Закона и принимаемые в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Федеральным законом от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» бюджету Курской области предусмотрена субвенция на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 417 944 руб. 00 коп.

В течении 2007 года в областной бюджет поступило субвенции на указанные выше цели в размере 417 944 руб. 00 коп. Израсходовано 258 095 руб. 00 коп. (отчет об исполнении консолидированного бюджета за 2007 г.).

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2004 г. № 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.

Использование субвенций на погашение кредиторской задолженности прошлых лет Правилами не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской федерации от 12.12.2007 г.            № 861 Постановление Правительства РФ от 19.11.2004 г. № 652 признано утратившим силу и утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Согласно указанным Правилам остаток не использованных субъектом Российской Федерации в отчетном году субвенций, потребность в которых сохраняется подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели. В случае отсутствия у субъекта Российской федерации потребности в субвенции соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет.

Использование субвенции на погашение кредиторской задолженности прошлых лет данными Правилами также не предусмотрено.

Представленная в 2007 г. субвенция использована Курской областью по целевому назначению: оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан,  указанном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О ветеранах», Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации следствии аварии в 1857 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10.01.2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» за 2007г.

На настоящий момент неиспользованные средства субвенций направлены на погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2008 г. на те же цели.

В силу ст. ст. 84, 85 БК РФ разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные п. 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, в том числе по реализации вышеуказанных Законов не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.

То обстоятельство, что денежные средства федерального бюджета, перечисленные в качестве субвенций в бюджет субъекта РФ в 2007 году, не были использованы в полном объеме, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РФ об отсутствии вины Российской Федерации и необходимости взыскания убытков с Курской области судом апелляционной инстанции признаются не состоятельными.

Так же судом первой инстанции правомерно отказано ОАО «ТГК № 4» в удовлетворении требования о взыскании убытков в виде суммы налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Как установлено в п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу n А64-2225/08-23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также