Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу n А14-5399/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 октября 2008 года                                              Дело № А14-5399/2008/199/19

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                 Осиповой М.Б.

судей                                                                                            Михайловой Т.Л.,

Сурненкова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от ГУ – УПФ РФ по Ольховатскому району Воронежской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;

от ИП Безрученко С.В.: представители не явились, отсутствуют доказательства надлежащего извещения.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольховатскому району Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2008 по делу № А14-5399/2008/199/19  (судья Попова Л.В.), по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольховатскому району Воронежской области к индивидуальному предпринимателю Безрученко С.В. о взыскании 176,40 руб. финансовых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольховатскому району Воронежской области (далее – ГУ – УПФ РФ по Ольховатскому району Воронежской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Безрученко Сергею Владимировичу (далее – ИП Безрученко С.В., Предприниматель) о взыскании штрафных санкций в сумме 176, 40 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2008 года в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что Управлением нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности, а именно – Предпринимателю не обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля лично и (или) через своего представителя.

Государственное учреждение – УПФ РФ по Ольховатскому району Воронежской области не согласилось с данным судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся решение полностью и принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что в акте проверки от 31.03.08 г. № 28 содержатся сведения о времени и месте рассмотрения обстоятельств правонарушения, а каких–либо иных доказательств извещения страхователя о рассмотрении материалов дела представить не представляется возможным.

В судебное заседание не явились Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольховатскому району Воронежской области и ИП Безрученко С.В., которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

От Государственного учреждения – УПФ РФ по Ольховатскому району Воронежской области через канцелярию поступило заявление № 03-16/1004 от  22.09.2008 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ольховатскому району Воронежской области и ИП Безрученко С.В.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 167–ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27–ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Федеральный закон № 27–ФЗ) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве, сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа до 1 марта ежегодно.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ индивидуальные сведения об уплачиваемых страховых взносах страхователь представляет в орган Пенсионного фонда РФ один раз в год, но не позднее 1 марта.

В силу статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ГУ – УПФ РФ по Ольховатскому району Воронежской области в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении ИП Безрученко С.В. нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167–ФЗ был составлен акт № 28 от 31.03.08 г., которым предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ. В акте указано, что его рассмотрение состоится 21.04.08 г. Акт направлен Предпринимателю 31.03.08 г.

13.05.08г. в отсутствии Предпринимателя Управлением было вынесено решение №22 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27–ФЗ в виде штрафа в размере 176,40 руб.

На основании решения выставлено требование об уплате недоимки №93 от 13.05.08 г., сроком исполнения до 03.06.08 г., в связи с неисполнением которого Управление обратилось в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Из вышеуказанного следует, что поскольку Федеральными законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями статей 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при принятии решения о привлечении к ответственности.

При этом, в соответствии со ст. 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27–ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п.5 ст. 101.4 НК РФ).

По истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 101.4 НК РФ, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п.6 ст. 101.4 НК РФ).

В силу п.п. 6, 7 ст. 101.4 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. При этом, о времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст. 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов и принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пунктом 12 ст.101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Изложенное, также согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 г. № 12566/07. Согласно указанной правовой позиции законодатель, осуществляя мероприятия налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.

Одной из таких гарантий при судебном взыскании сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.

Нарушение данного требования в соответствии с п.2 части 4 ст.270 АПК РФ и п.2 части 4 ст.288 АПК РФ в любом случае является основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, поскольку в налоговом законодательстве отсутствует понятие «надлежащее извещение», то исходя из вышеизложенной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ при проверке соблюдения налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки следует руководствоваться положениями арбитражного процессуального законодательства (ст.123 АПК РФ).

Следовательно, существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в случае, если налогоплательщик (его представитель) не присутствовал при рассмотрении материалов налоговой проверки, которое завершилось  принятием соответствующего решения, могут быть признаны соблюденными только при наличии у должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы налоговой проверки, доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки на момент рассмотрения данных материалов.

Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу n А08-1316/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также