Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А64-2882/08-15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12 сентября 2008 года Дело №А64-2882/08-15 г.Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2008г. Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2008г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова А.И. судей Осиповой М.Б., Миронцевой Н.Д. при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О., при участии: от ОАО «Биохим»: Селезневой О.Л., юрисконсульта по доверенности №12 от 23.09.2008; от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области: Володина А.С., специалиста 2 разряда по доверенности №167-08 от 05.08.2008, от Рассказовской межрайонной прокуратуры Тамбовской области: не явились, надлежаще извещены; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области и Рассказовской межрайонной прокуратуры Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2008 по делу №А64-2882/08-15 (судья Михеева Е.И.) по заявлению открытого акционерного общества «Биохим» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области о признании незаконными и отмене постановления №4/08-ЗК от 04.06.2008 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Биохим» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления №4/08-ЗК от 04.06.2008 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.6 КоАП РФ. Дело рассматривалось с участием заинтересованного лица - Рассказовской межрайонной прокуратуры Тамбовской области. Решением от 14.07.2008 суд удовлетворил заявленные требования. Полагая, что не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области и Рассказовская межрайонная прокуратура Тамбовской области обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В судебное заседание Рассказовская межрайонная прокуратура Тамбовской области не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция установила следующее. 01.04.2008 сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области и Рассказовской межрайонной прокуратуры Тамбовской области проведена проверка деятельности ОАО «Биохим» на предмет соблюдения требований земельного законодательства на территории арендуемых им земель сельскохозяйственного назначения. В ходе указанной проверки выявлен факт снятия и перемещения плодородного слоя почвы без правоустанавливающих документов при разработке карт-отстойников. По результатам проверки Прокуратурой 29.04.2008 вынесено Постановление о возбуждении в отношении ОАО «Биохим» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.6 КоАП РФ. Материалы проверки переданы Прокуратурой по подведомственности в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности. Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской области и Тамбовской области от 04.06.2008 ОАО «Биохим» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20000 руб. Посчитав, что указанное постановление принято с нарушением требований действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта совершения ОАО «Биохим» вменяемого правонарушения, следовательно, вины в его совершении, однако нарушенной Рассказовской межрайпрокуратурой процедуру привлечения Общества к административной ответственности и пропуска срока давности привлечения к административной ответственности. Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о наличии в действиях ОАО «Биохим» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и процессуальных нарушений, допущенных прокуратурой, и полагает необходимым учитывать следующее. В соответствии с требованиями ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Согласно ст.8 названного Закона собственники, арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, содействовать проведению обследования земель сельскохозяйственного назначения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Осуществление на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроля за соблюдением выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности возложено на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы. Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен Положением о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689. Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, являющиеся обязательными для использования всеми юридическими и физическими лицами определены в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов №525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству №67 от 22.12.1995. В соответствии с п.6 названного Приказа условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова на основании проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Факт самовольного снятия и перемещения ОАО «Биохим» плодородного слоя почвы без правоустанавливающих документов – нарушения земельного законодательства, следовательно совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ установлен судом и подтверждается представленным материалами дела. В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При осуществлении отношений, связанных с использованием плодородного соя земли, у Общества имелась возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства и получить правоустанавливающие документы на снятие и перемещение плодородного слоя почвы, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанной обязанности, что свидетельствует о наличии в его действиях вины. Вместе с тем, осуществляя производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Биохим» Рассказовская межрайпрокуратура нарушила процессуальные требования, установленные КоАП, что подтверждается следующим. Частью 2 ст.28.7 КоАП РФ предусмотрено право прокурора принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Такое решение принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении согласно ст.28.2 КоАП РФ. В нем должны быть указаны: дата и место составления постановления; должность, фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; в случае, если имеются свидетели и потерпевшие, - их фамилии, имена, отчества, адреса места жительства; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела. В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А14-1852/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|