Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2008 по делу n А48-5607/06-3. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

8 сентября 2008 года                                                        Дело № А48-5607/06-3

г.Воронеж                                                                                                          

           Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября  2008 г.

           Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2008 г.

          Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Андреещевой Н. Л.,

судей:                                                                                       Безбородова Е. А.,

                                                                                                  Михайловой Т. Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,

       при участии:

от ОАО «Орёлэнергосбыт»: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от РФ в лице Министерства финансов РФ: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от Департамента  социальной политики Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от Орловской области в лице Департамента  финансовой политики Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от ОАО «Орёлэнерго»: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от УФК по Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2008 г. по делу  №А48-5607/06-3 (председательствующий судья Дементьев Г. А., арбитражные заседатели  Кустова Н. А., Воронова               И. В.) по иску открытого акционерного общества «Орёлэнергосбыт», г.Орел, к Департаменту социальной политики Орловской области, г.Орел,  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области, г.Орел, при участии третьих лиц Управления федерального казначейства по Орловской области, г.Орел, открытого акционерного общества «Орёлэнерго», г.Орел,  о взыскании 12 500 руб.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 открытое акционерное общество «Орловская сбытовая компания» (далее – ОАО «Орёлэнергосбыт», истец), г.Орёл, обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском /с учётом уточнения/ к Департаменту социальной политики Орловской области (далее - Департамент социальной политики Орловской области, ответчик), г. Орёл, о взыскании 4 441 818 руб. 34 коп. в возмещение убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате электроэнергии за период с  января по декабрь 2004 года.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 19.02.2007 г. к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены: Российская Федерация  в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – РФ в лице Минфина РФ, ответчик), г. Москва, Орловская область в лице Департамента финансовой политики Орловской области (далее - Орловская область в лице Департамента финансовой политики Орловской области, ответчик), г. Орёл.

Также указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено Управление Федерального казначейства по Орловской области (далее – УФК по Орловской области, третье лицо), г. Орёл.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца было привлечено открытое акционерное общество «Орёлэнерго» (далее – ОАО «Орёлэнерго»), г. Орёл.

  Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.07.2007 г. ОАО «Орёлэнергосбыт» было отказано в удовлетворении исковых требований.

Постановлением Федерального арбитражного Центрального округа  от 12.02.2008 г. вышеуказанный судебный акт  был отменен и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.

 Определением Арбитражного суда Орловской области от 10.04.2008 г.  было удовлетворено ходатайство РФ в лице Минфина РФ о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 9 июня 2008 г. с РФ в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Орёлэнергосбыт»  было взыскано 4 441 818 руб. 34 коп. денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным льготам гражданам в соответствии с Федеральным Законом № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной политики Орловской области и Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области – отказано.

 Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик РФ в лице Минфина РФ  обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 9 июня 2008 года, в связи с чем просит отменить его полностью.

 В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не явился.

Истец ОАО «Орёлэнергосбыт», ответчик Орловская область в лице Департамента финансовой политики Орловской области в судебное заседание апелляционной инстанции также не явились, представив через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отзывы на апелляционною жалобу, в которых указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также просят  суд рассмотреть дело в отсутствие их  представителей.

Ответчик Департамент социальной политики Орловской области, третьи лица УФК по Орловской области, ОАО «Орёлэнерго» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения истца, ответчиков и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, а также представленные ОАО «Орёлэнергосбыт», Орловской областью в лице Департамента финансовой политики Орловской области заявления, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации /далее – АПК РФ/.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу РФ в лице Минфина РФ следует оставить без удовлетворения, а  решение Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2008 года – без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с января по декабрь 2004 г. ОАО «Орелэнерго» соответствующим категориям граждан были предоставлены льготы по оплате электроэнергии в соответствии Федеральным Законом Российской Федерации № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» /далее – ФЗ «О ветеранах»/, расходы составили 5 903 818 руб. 34 коп., которые были возмещены частично в сумме    1 462 000 руб.

Задолженность по возмещению расходов составила 4 441 818 руб. 34 коп.

Тридцатого сентября 2003 г. внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Орёлэнерго» принято, оформленное протоколом № 15, решение о реорганизации общества в форме выделения и создании ОАО «Орловская генерирующая компания», ОАО «Орловская энергетическая управляющая компания», ОАО «Орловская сбытовая компания», ОАО «Орловская магистральная сетевая компания».

Вышеназванным решением ОАО «Орёлэнерго» утвержден разделительный баланс в виде Правил распределения имущества, прав и обязанностей между ОАО «Орёлэнерго» и выделяемыми обществами в период реорганизации ОАО «Орёлэнерго» в форме выделения.

Согласно пункту  5.2 указанных Правил правопреемником всех прав и обязанностей реорганизуемого общества по договорам о снабжении электрической энергией, заключенным до принятия решения о реорганизации, а также заключенным в переходный период, является ОАО «Орёлэнергосбыт».

В отзыве на исковое заявление ОАО «Орёлэнерго» подтвердило, что надлежащим истцом по настоящему делу является ОАО «Орёлэнергосыт», как правопреемник прав и обязанностей ОАО «Орёлэнерго» в части сбыта электроэнергии потребителям Орловской области.

Поскольку сумма расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии за период с января по декабрь 2004 г. возмещена частично в сумме 1 462 000 руб., истец ОАО «Орёлэнергосбыт» обратился в Арбитражный суд Орловской области с рассматриваемыми исковыми требованиями /с учётом уточнения/.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения,  включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) совместно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются расходы на обеспечение социальной защиты населения. 

Статьёй 13 ФЗ РФ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот) установлено право ветеранов на социальную поддержку в виде системы мер, включающей в том числе, и оплату коммунальных услуг.

Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 названного Закона в редакции, действовавшей в 2003 г.).

В соответствии с подпунктом б) пункта 2 части 1 статьи 10 Закона возмещение расходов, в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, на оплату коммунальных услуг осуществляется  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом статьей 10 данного Закона  предусмотрено, что порядок возмещения расходов, связанных с финансированием мер социальной защиты ветеранов, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации   и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

        В силу положений пункта 18 вышеназванного Постановления положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счёт средств собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

       Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Кроме того, необходимо учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования). 

В  рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в субъекте Российской Федерации -  Орловской области  в соответствии с Законом Орловской области от 23.12.2003 г. № 365-ОЗ «Об областном бюджете на 2004 год» в 2004 году финансирование расходов, связанных с реализацией прав и льгот ветеранов, установленных ФЗ РФ «О ветеранах», осуществлялось через Управление социальной защиты населения Администрации Орловской области, с указанием сумм по всем видам расходов, в том числе и расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (статья 25 Закона Орловской области «Об областном бюджете на 2004 год»).

Согласно приложению № 8 к Закону Орловской области от 23.12.2003 г. № 365-ОЗ «Об областном бюджете на 2004 год» на оплату жилищно-коммунальных услуг, предназначенных для реализации ФЗ

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2008 по делу n А35-800/08-С5. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также